В понедельник 13 июля Барак Обама встретился с главами еврейских организаций США. Президент собрал евреев для того, чтобы заручиться их поддержкой в воплощении в жизнь его плана ближневосточного урегулирования. «Обама надеется, что еврейское лобби сможет оказать давление на Биньямина Нетаниягу», — пишет израильская газета «Едиот Ахронот», ссылаясь на источники в Белом доме и конгрессе.
Кто же может помочь Обаме воплотить его план? Ведь даже специальный посланник президента на Ближнем Востоке Джордж Митчелл, который гордится своими арабскими корнями, не сумел добиться подчинения Израиля: приостановления строительства в существующих поселениях Иудеи и Самарии.
Так может быть, евреи сделают это лучше араба? — наверное, решил Обама, не уставая повторять, что хочет стать свидетелем создания «палестинского государства».
Кстати, откуда у него такая идея? Может быть, влиятельный «придворный еврей» Рам Эмануэль подсказал, высокомерно заявив 15 апреля: «В следующие четыре года будет установлено постоянное соглашение между Израилем и палестинцами на основе двух государств для двух народов; и для нас совершенно безразлично, кто при этом является израильским премьер-министром».
Нетаниягу не остался в долгу и, как пишет «Едиот Ахронот», назвал главу аппарата Белого дома Рама Эмануэля и старшего политического советника президента США Давида Аксельрода «евреями, снедаемыми ненавистью к самим себе». Впрочем, после того как эти слова процитировала газета, Нетаниягу заявил, что не говорил ничего подобного, и попросил нового посла в Вашингтоне Майкла Орена позвонить в Белый дом и принести извинения за слова, которые были ему приписаны.
Говоря о нарастающем напряжении между США и Израилем, следует упомянуть также о разногласиях в отношении путей решения иранской проблемы. «Едиот Ахронот» утверждает, что администрацию Барака Обамы нервирует советник Нетаниягу по вопросам национальной безопасности доктор Узи Арад, который недавно заявил, что для отражения ядерной атаки и нанесения ответного удара Израилю потребуется «невероятно мощное» оружие, которым будут уничтожены государства, посмевшие напасть на Израиль. «Едиот Ахронот» пишет: в Белом доме надеются, что Узи Арад не задержится на должности советника главы израильского правительства. Если его не сместят, то это будет расценено как отказ Нетаниягу от «особых отношений с США».
Впрочем, нам следует задуматься: должен ли Израиль всегда подчиняться указаниям Америки? Вправе ли Рам Эмануэль и другие навязывать Израилю условия договоренностей с палестинцами, которые могут оказаться судьбоносными в вопросах безопасности еврейского государства?
Конечно же, Израиль должен стремиться к дружбе с США, однако не любой ценой, пишет израильский дипломат Йорам Эттингер, бывший консул еврейского государства в Техасе. Израиль не должен платить за свое партнерство с Америкой отказом от самостоятельной политики в области безопасности еврейского государства. Йорам Эттингер приводит несколько примеров из недавней истории.
В 1948 Израиль предпочел независимость дружбе с Америкой. «Как бы ни стремился Израиль к дружбе с США… он не должен соглашаться на то, что может подвергнуть опасности независимость государства или безопасность его граждан», — заявил премьер- министр Израиля Бен-Гурион, когда ответил решительным отказом на грубый американский ультиматум. США угрожали политическими и экономическими санкциями и эмбарго на поставки оружия, если только, в соответствии с решением ООН, Бен-Гурион решится провозгласить независимость еврейского государства (My Mission In Israel 1948-1951, James MacDonald, 49).
Бен-Гурион считал, что независимость и национальная безопасность, а не дружба с США, являются жизненным интересом Израиля. Он понимал, что, в соответствии с американкой конституцией, любые договоренности всегда будут интерпретироваться американцами так, как им удобно. Доказательством тому — разногласия относительно строительства на поселениях. Израильтяне утверждают, что Ариэль Шарон договорился с администрацией президента Буша о продолжении нормальной жизни и строительстве на существующих поселениях. «Мы договаривались с Америкой, а не только с Бушем», — жалуются сегодня израильтяне, видя, как новая администрация отказывается признавать договоренности предыдущей…
В 1979 году премьер-министр Израиля Менахем Бегин достиг мирного договора с Египтом несмотря на давление президента Картера, который настаивал включать в обсуждение «палестинскую проблему». Лишь твердость Бегина и Садата не позволила превратить мирный процесс в «заложника» палестинских террористов.
В 1967 году президент Джонсон оказывал давление на Израиль перед египетско-сирийской угрозой, однако премьер-министр Эшколь принял решение начать Шестидневную войну, действуя согласно стратегическим интересам Израиля.
В 1981 году администрация президента Рейгана настаивала, чтобы Израиль ничего не предпринимал против иракской ядерной угрозы, однако Менахем Бегин отверг американское и международное давление и уничтожил ядерный реактор в Ираке. За что, конечно же, в первую очередь американцы и должны быть благодарны Израилю. Если бы не решительные действия Израиля, то Саддам Хусейн создал бы ядерное оружие и применил его против американских солдат в Ираке.
Наиболее значительные достижения в истории Израиля произошли на фоне разногласий между еврейским государством и его единственным союзником Америкой. Ибо как в жизни, так и в политике, если младший партнер в бизнесе теряет возможность выражать свое мнение и говорить «нет» старшему партнеру, то он перестает быть партнером, и в результате теряют оба — бизнес разваливается.
Сможет ли Нетаниягу устоять перед соблазном «любой ценой» «завоевать» дружбу Америки? Сумеет ли он противостять давлению не только арабов, но и «друзей» — «придворных евреев» президента США?
«О Б-же, спаси нас от друзей! — мог бы воскликнуть сегодня израильский премьер. — С врагами мы сами справимся!»
А. Старчевский
Опубликовал: