Подайте миллионщику!

Или чего не хватает Всемогущему? «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона коэна, отвёл Мой гнев от сынов Израиля, возревновав Моей ревностью, и не истребил Я сынов Израиля… Потому скажи: вот даю Я ему союз мира. И будет ему и потомству его союз священства навеки…»

Любопытный текст, не правда ли? Выходит, если бы Пинхас не убил Зимри и мидьянскую принцессу Козби, застав их за интересным занятием, Творец уничтожил бы наш народ? А следом — и весь мир, ведь «если бы не завет Мой с Авраамом, законы неба и земли не установил бы Я»? И план злодея Билама, нашептавшего моавитскому царю: «Их Б-г ненавидит разврат», исполнился бы. Выглядит это, словно колдун понуждает Господина вселенной делать всё что ему угодно!

Теперь об основаниях нашей веры. Один из «13 принципов» Рамбама гласит, что «Б-г делал, делает и будет делать всё совершаемое». Да, Он провёл ловкую комбинацию и спас народ. Но ревнитель же действовал свободно, по личному выбору! Иначе за что награждать? А если бы нет?!..

Разбирая эту историю, мудрецы обильно цитируют: «Дела и молитвы Израиля придают силу небесному воинству». Пинхас, рискуя жизнью «ради восстановления мира с Создателем», изрядно «усилил небеса». Комментаторы рассматривают различные аспекты заключённого с ним союза мира. Шифтей коэн понимает это как установление гармонии между всемирными первоначалами, называемыми «вода», «огонь», «земля» и «воздух». Рабейну Бехайя акцентирует факт единства милосердия и справедливости, установленный поступком Пинхаса и потому ставший его уделом. Ведь убийство преступника, открыто выступившего против Б-жественного Закона и навлекшего кару на общину, — дело правосудия. А спасение народа, допустившего богохульство в свою среду, от неминуемого мора — поступок милосердный.

Следуя за книгой «Зогар», учёные останавливаются на уменьшенной здесь в традиционном свитке Торы букве «вав» из слова «шалом», мир. Она напоминает маленькую «йуд». Выводят отсюда в частности, что Пинхас и пророк Элиягу — одно лицо! Буквы «йуд» и «вав» гуляют по их именам, по-разному записываемым в Танахе. А само слово «шалом» становится аббревиатурой выражения «шело мет» — «что не умрёт». Пинхас, взяв на себя исполнение Б-жественного приговора, «навсегда примирил Б-га с Израилем» и удостоился за это вечной жизни. Рабейну Бехайя приводит слова рабби Авраама, полагавшего, что раз Тора использовала выражение «после него», значит, Элиягу и Пинхас — «две большие разницы», и после долгой жизни Пинхас всё-таки покинул мир. Но возражает, находя аргументы в пользу мнения Каббалы, «Зогар» и мидрашей, настаивающих на тождестве Элиягу и Пинхаса.

В личном плане «завет мира» означал, что Пинхаса не будут преследовать соплеменники и родственники убитых. Близкие Зимри пришли справиться о его здоровье и благополучии, как это принято по Закону. Родственники казнённого судом желают благополучия свидетелям и судьям, показывая этим, что признают справедливость приговора и не держат на них зла.

Пинхас удостоен коэнства. Но по закону, коэн, убивший человека даже неумышленно, навсегда отстранялся от храмовой службы! Ведь его работа должна приносить мир, а не кровопролитие. К тому же убийство может пробудить в человеке жестокость: как же он принесёт «мирные жертвы»? Установит согласие между небом и землёй? Пинхас же служения не лишился, ибо его поступок угоден небесам. По книге «Зогар», коэнство за ним только сохранено. Согласно же древнему Мидраш раба, именно за свой поступок Пинхас и удостоен коэнского отличия. Ему и его потомкам даровано особое благословение — милосердие души.

Пинхас как пророк Элягу присутствует на каждой нашей «брит-миле», обрезании. Кресло для обряда так и называется: «трон Элиягу». Он соединяет кровь (обрезания) с вступлением в милосердный Завет. А буквочка «вав», без которой пишутся порой и Пинхас, и Элиягу (Элия), будет возвращена, когда Элиягу выполнит своё главное поручение: возвестить о приходе Машиаха. Говорит последний пророк Малахи: «Будет день, великий и страшный. И пошлю Я пророка Элиягу… И повернёт он сердца отцов к детям, а сердца детей — к отцам». Установит согласие в народе, и потому у народа — с Создателем.

Аарон остановил мор (см. главу «Корах»), воскурив благовония. Пинхас, его внук — взяв на себя «мщение за Б-га». Неся в себе две эти способности, множество потомков Пинхаса будут первосвященниками (по разным источникам, от 92 до 380). Ибо Пинхас выполнил высшее дело человека — «помог Б-гу».

Творец установил в мире два способа управления: через природные процессы и через явные чудеса. Если Израиль находится на высоком духовном уровне — «чудесное», рука Владыки становится очевидной. Именно наши деяния определят, как будет управляться мир! Пинхас «прибавил сил высшему воинству», самопожертвованием «перевёл стрелку» от неизбежного, естественного воздаяния за грех. И нарушился план Билама, мечтавшего втоптать нас в низменную природу. Так что мы можем подарить Создателю? n

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора