Два пути лидера

Одна из важнейших тем, раскрываемых в Торе, — тема лидерства и управления.

Главные позитивные ролевые модели Моше, Аарон и Мирьям. Их лидерские качества показаны как с позитивной стороны, так и с позиции их «перегибов», что еще лучше оттеняет лидерские черты характера (недостатки — «продолжение» достоинств).

Две наиболее драматические истории, показывающие манипулятивные стили лидерства — это истории разведчиков и Кораха. Разведчики — лидеры «среднего звена», которые выполняют свое задание (разведку). Далее у них появляется ключевой выбор: к кому обратиться с «донесением»?

Есть два варианта — обратиться к Моше (вверх), который олицетворяет высшие стратегические интересы, или обратиться прямо к народу (вниз), опираясь на «инстинкт толпы» и разжигая его.

Сами «разведданные» могут быть интерпретированы и использованы по-разному в зависимости от адресата.

Обращаясь к народу, разведчики знали, что массы всегда находятся в состоянии беспокойства и повышенной тревожности (проявление инстинкта) и легко готовы поддаться панике. Придя прямо к народу (минуя Моше), они эту панику и страх легко вызвали своей интерпретацией «донесения». Управление — страхом.

На психологическом уровне Моше и «народ» — две части личности, душа и тело. В каждом случае, когда нам нужно интерпретировать ситуацию, если мы «перенаправим» ее на уровень души и Б-жественного управления, мы сможем духовно подняться в результате. Если же мы «зашлем» послание в народ, то встроенная тревожность легко «опустит» наше послание и приведет к сценарию 9 Ава — разрушению сосудов (тело — сосуд, не вместивший духовное послание).

История Кораха — как опираясь на недовольство толпы, выйти за пределы логики.

Корах «стартовал», опираясь на «расстройство» народа после истории с разведчиками.

Недовольство народа было выведено в иррациональную фазу. Заметим, в этой ситуации невозможно силами логики переубедить народ. Любой довод Моше был интерпретирован против него!

Смотрим за сюжетом. Моше говорит: пусть 250 зачинщиков и Аарон принесут совки с воскурениями в Храм, Б-г выберет того, кто прав.

250 человек погибают. Какова реакция народа? «Это Моше виноват, он знал (после истории Надава и Авиу), что остальные погибнут, он их подставил, он виноват».

Моше, видя проблему, обращается к Б-гу. «Логика не работает. Убей Кораха, но самым чудесным образом, чтобы все поняли, что это Б-жественное решение». Б-г выполняет просьбу Моше, но и здесь народ находит «нужную» интерпретацию. Что говорит народ? «Это Моше, ненавидя Кораха, смог убедить Б-га (!) убить его. Моше виноват». Народ даже не понял, что Б-г — критерий абсолютной истины, и невозможно «заставить» Б-га сделать что-то, если Б-г сам этого не решит. Народ находится в ситуации, когда даже Б-г становится «виноватым» в обвинениях народа. У Б-га и Моше остается единственный шанс. Народ должен понять урок на «своей шкуре». Начинается мор, и быстро умирают 14700 человек. При этом выходит Аарон с совком воскурений и останавливает мор. Только страх непосредственной смерти смог переломить манипуляцию Кораха.

Ненависть не воспринимает голос разума, она слышит только голос инстинкта при угрозе непосредственной смерти (то же было во время 10-й казни с фараоном).

Итак, бунт подавлен, но какой ценой? В результате у народа остается в сознании череда смертей: 250 лидеров, Корах, мор. Главное послание, оставшееся в голове народа — победила сила («Might is right»).

Для реабилитации Моше исполняет чудо с посохами — посох Аарона (безжизненное дерево) расцветает. Смысл послания — «не смерти вашей я хотел, но дать расцвет вашей жизни». Последняя точка — позитивное послание.

Кстати, в этом и весь смысл Торы. «Выбери жизнь». Человек, живущий под гнетом своих же инстинктов, подобен безжизненной палке. Осознавая и пробуждая свои качества (мидот), он расцветает.

Истории разведчиков и Кораха — это то, как манипулировать толпой с помощью страха и ненависти. То, чем славились диктатуры, включая бывший Советский Союз.

Цель Торы — предупредив об опасностях манипулятивных «происков», перейти к позитивному стилю руководства с опорой на ассертивность (Моше-нецах) и эмпатию (Аарон-hод), высокий моральный облик и опору на Вс-вышнего (Йосеф-йесод), заботу (Мирьям), силу объединения и созидательной речи (царь Давид-малхут).

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора