Хотят ли русские войны? Хм… А евреи? Те, кого издавна честят «агрессорами»? Мир, знаете ли, зеркало…
Вот пример еврейского пацифизма. «И отправил Моше посланников из Кадеша к царю Эдома: так сказал брат твой Израиль: ты знаешь все отягощения, нас постигшие». А просили евреи, ведомые всесильным Б-гом, одного: пройти через земли Эдома. Отказ — снова смиренная просьба. Эдом выходит на границу с мечом — и мы смущённо отклоняемся в сторону, обходим «братьев». Настоящий «шалом ахшав», с «подставь вторую щёку», не правда ли?
Впрочем, с армиями и государствами Сихона, Ога и Мидьяна мы обошлись посуровей, амалекитянам и иным кнаанеям не поздоровилось. Пацифизм какой-то выборочный…
Интересно, почему наши учителя не восклицают здесь, что «люди — братья!»? Хвалят Моше, осуждённого на смерть из-за народного непокорства, который немедленно взялся решать проблемы того же народа. Отмечают, что евреям ещё не полагалась земля эдомитян. Хотя Эдом из числа 10 народов, земли которых Создатель обещал Аврааму, до прихода Машиаха мы сможем унаследовать только страны 7 народов. Вот если бы Моше вошёл в Святую Землю… Но Моше только что лишился этого шанса, и эдомитяне могут спать спокойно.
Выходит, наше миролюбие — только от невозможности захвата?! Ну прямь Коран! Да и пройти через Эдомщину мы надеялись, чтобы побыстрее добраться до Кнаана и вступить в битву с его обитателями. А как же быть с одним из коренных принципов Торы — «избирайте пути мира»?
Сперва уточним детали. Во-первых, в качестве посланцев отправлены жители города Кадеш и его окрестностей. Еврея не должно без крайней необходимости оставлять среди иноземцев. Нравы, знаете ли… Вон как амонитяне позже расправятся с послами Давида! К тому же исраэлит начал бы настаивать, проявлять напористость и бесстрашие, мог взбаламутить народ. И пришлось бы Моше умерять активистов. Лучше уж отправить к Эдому «своих», к еврейским нуждам безразличных, — скорее сговорятся. А одно из мнений и вовсе гласит, что «слабое» посланничество потребовалось, чтобы осмелел сосед-Сихон, полез на евреев — и в итоге лишился владений и головы.
Почему царь Эдома не назван по имени? Здесь мудрецы расходятся. Возможно, он не был столь значительной фигурой, как гиганты Сихон и Ог, а путь Торы — именовать только выдающихся людей. Таково мнение Рамбана. Но, может быть, как считает Мальбим, мы и так знаем его имя: это последний из списка эдомских властителей Гадад. Зачем повторяться?
Непонятен оборот: «ведь ты знаешь все (наши) тяготы». Интернет не работал, границы Египта на замке… Согласно Шифтей коэн, здесь намёк на пришедших в Египет при Йосефе разноплеменных покупателей хлеба. Были там и эдомитяне, которые остались в империи и обо всём донесли «центру». И — намёк на галуты Израиля, особенно на тягчайший и длиннейший из них — нынешний, эдомский. И на будущие войны Машиаха. Если ты, Эдом, вспомнишь, что мы братья и позволишь нам беспрепятственно уйти домой для служения Б-гу, будет и тебе мир. Если же нет…
Для чего Эдом назван «братом»? По причине всечеловеческого единения? Нет. Комментаторы единодушны. Аврааму предсказано Создателем, что его потомки будут рабами в чужой земле 400 лет. А после удостоятся Страны Израиля. Вот и смотри, говорит Моше потомкам Эйсава, мы же братья, потомки Авраама. Мы взяли на себя тяжкую долю, прошли через кошмары рабства в самой жестокой из рабовладельческих стран. Мы, так сказать, оплатили общий вексель. Теперь идём в свою землю. Тебе она не полагается — ты ведь ушёл, не захотел страдать. Но будь признателен, мы приняли удар на себя, и поддержи нас из благодарности!
Вспомним, что предсказал Эдому пророк Овадья, сам прозелит из эдумеев. Суровое возмездие Создателя и в конце полное исчезновение «за то, что отказался ты помочь святому народу, вышедшему из Египта». За бесчувствие и неблагодарность! Впрочем, нам ещё от них достанется. Когда царь Йоханан Гиркан насильно перевёл в иудейство остатки разгромленных эдумеев (единственный случай в истории!), мы почти через сто лет обзавелись царём Ордусом (Иродом), идумеем… Подробности известны. Конечно, не в христианском исполнении, где Ирод — истребитель младенцев и символ злодейства, но и назвать этого жестокого эпилептика «душкой» затруднительно.
А теперь вернёмся к вопросу о еврейском пацифизме. С одной стороны, всеобщее братство человечества, требование «путей мира». Апофеоз нашей главной молитвы — мольба о мире. С другой, «Б-г — муж войны», благословение Создателю как «владыке войн».
Всё дело в том, что экстремистам легко жить, их ответы готовы заранее. «Круши!» (либо недруга-нелюдя, либо оружия разрушения — кому какая крайность понравится). Мы же, иудеи, не вояки и не абсолютные пацифисты. Великое благо мира — увы, зачастую не приходит немедленно. Вот в чём евреи действительно «крайние экстремисты» — это в нашем служении Творцу мира. В тех формах и условиях, которые Он нам поведал в Торе. В тех, в которые ставит Он нас в текущем времени.