Продолжение.
Начало в № 887
Стало очевидно, что для достижения шахматного Олимпа Борису Спасскому не хватает твёрдости характера. Следовало, вероятно, не забывать, что Спасский — блокадник, переживший голодное детство. И, возможно, с этим связано то, что в минуты наивысшего напряжения его энергия резко падала.
В ту пору его отношения с тренером, гроссмейстером Александром Толушем зашли в тупик. Расставание состоялось в начале 1961 года и было болезненным. Тем более, что Борис Спасский ушёл к его другу, гроссмейстеру Игорю Захаровичу Бондаревскому. Игорь Бондаревский как турнирный боец закончил свои выступления, но обладал властным, сильным характером и шахматной эрудицией. Именно эти качества и привлекли Бориса Спасского. Интуитивно он чувствовал, что его натуре не хватает твёрдой руки. В отличие от Михаила Таля и Роберта Фишера, Борис Спасский не был наделён шахматным фанатизмом и целеустремлённостью.
Игорь Бондаревский сразу же, «засучив рукава», заставил Спасского работать с повышенной нагрузкой, притом ежедневно. Для проверки правильности своей методики он ставит перед Борисом Спасским локальное задание — завоевать звание чемпиона СССР в 29-м чемпионате, который пройдёт в Баку.
Их не смущает, что этот турнир очень представительный и в нём участвует шахматная элита Советского Союза: Михаил Таль, Пауль Керес, Василий Смыслов, Лев Полугаевский, Давид Бронштейн, Марк Тайманов, Юрий Авербах, Василий Васюков.
Борис Спасский блестяще провёл весь турнир, набрав 14,5 очков в 20 партиях (10 выигрышей, 9 ничьих и одно поражение от Василия Смыслова). Итак, в 1961 году Борис Спасский впервые стал чемпионом СССР. Эта победа позволила ему снова войти в шахматную элиту.
Так началось победное шествие Бориса Спасского для завоевания шахматной короны. Путь оказался довольно длинным и растянулся на целых восемь лет. Как известно, турниры претендентов под нажимом Роберта Фишера были заменены матчами восьми супергроссмейстеров.
В 1965 году Борис Спасский убедительно выиграл все шесть матчей у своих соперников. В 1965 году он одержал победы в матчах над Паулем Кересом, над Ефимом Геллером и над Михаилом Талем.
Но в матче на первенство мира, состоявшемся в Москве в 1966 году, он потерпел поражение от Тиграна Петросяна со счётом 11,5:12,5 (3 выигрыша, 4 проигрыша и 17 ничьих).
Пришлось всё повторить сначала. В очередном претендентском цикле с сильнейшими гроссмейстерами мира в 1968 году в четвертьфинале он обыграл Ефима Геллера; в полуфинале — Бента Ларсена (Дания) и в финале Виктора Корчного.
К повторному матчу с Тиграном Петросяном Борис Спасский со своим верным другом и наставником Игорем Бондаревским готовились основательно и упорно. У чемпиона мира Тиграна Петросяна также остался его многолетний и преданный тренер Исаак Болеславский, с которым он работал вместе с 1959 года.
Матч на первенство мира между Тиграном Петросяном и Борисом Спасским ожидался с волнением и большим нетерпением. Чемпион мира Тигран Петросян слыл как «железный Тигран». Его игра отличалась не только глубокими позиционными идеями, но и высоким тактическим искусством. Практическая выгода стиля Петросяна, основанного на своеобразном и тонком понимании позиции, состояла в том, что по мере накопления опыта он становился всё опаснее для своих партнёров и его превосходство в понимании позиции — постоянно действующий, а не случайный фактор. Он строил непробиваемые защитные редуты. Выиграть у Тиграна Петросяна было невероятно трудно, но зато проиграть ему партию было легко и просто.
И вот с таким противником судьба во второй раз свела Бориса Спасского. Первый матч, как известно, он проиграл с разницей в одно очко. Это было в духе чемпиона мира, он не стремился сокрушить своего визави, а только обыграть. Архитрудная задача стояла перед Борисом Спасским, но и цель была высокая — победить и стать чемпионом мира по шахматам, осуществить заветную мечту и стать обладателем шахматной короны.
До начала матча всё было вроде основательно подготовлено, всё до мелочей продумано — и дебютный репертуар, и тактика игры за белых и за чёрных. Остаётся только сесть за доску и осуществить победные замыслы.
14 апреля 1969 года в Колонном зале Дома союзов в Москве состоялся первый тур матча. Белым цветом фигур распоряжался претендент Борис Спасский и потерпел фиаско. Но этот проигрыш не выбил его из колеи, а наоборот, внутренне заставил собраться. Сделав ничьи во 2-й и 3-й партиях, Борис Спасский в трёх последующих — 4-й, 5-й и 6-й партиях нанёс сокрушительный удар чемпиону мира, заставив его признать своё поражение.
Призвав на помощь всё своё мастерство и опыт матчевого бойца, Тигран Петросян выиграл две партии подряд — 10-ю и 11-ю и сравнял счёт. Но после побед в 17-й и 19-й партиях Борис Спасский вновь опередил Тиграна Петросяна на два очка. 20-ю партию выиграл Петросян и вновь проиграл 21-ю. При этом соперники вышли на финишную прямую со счётом 11,5:9,5 в пользу Бориса Спасского. В 22-й партии все попытки Петросяна белым цветом фигур обострить игру внимательно пресекались Борисом Спасским. В результате — ничья и счёт становится 12:10 в пользу Бориса Спасского.
Осталось провести две последние партии, и выиграй их Тигран Петросян, счёт стал бы 12:12, и по регламенту матча он сохранил бы за собой звание чемпиона мира. Но это теоретически, а на практике за шахматной доской в 23-й партии чёрным цветом фигур Тигран Петросян, несмотря на все ухищрения и попытки атаковать короля противника на дальних и ближних подступах, терпели неудачу. Партия на 42-м ходу была отложена, но, по предложению Бориса Спасского, признана ничьей без возобновления игры.
Одержав победу над Тиграном Петросяном со счётом 12,5:10,5 (6 побед, 4 поражения и 13 ничьих), Борис Спасский стал десятым чемпионом мира в шахматной истории. Как было заведено ФИДЕ, в торжественной обстановке при закрытии матча 17 июня 1969 года на сцене Колонного зала Дома союзов главный арбитр матча Альберик О’Келли де Гальвей (Бельгия) и Президент ФИДЕ Фольке Рогард (Швеция) увенчали лавровым венком Бориса Спасского. По традиции, заведенной ещё Михаилом Ботвинником, венок изготовили в Грузии из свежих лавровых ветвей и самолётом доставили в Москву, где на него прикрепили красную ленту с надписью: «Борис Спасский, чемпион мира по шахматам, 1969 год».
Итак, заветная мечта стать чемпионом мира достигнута. Полный триумф самосознания, теперь он — Борис Спасский — первый шахматист планеты. Позади остался длинный жизненный и спортивный путь к шахматному Олимпу протяжённостью в 27 лет. Борису Спасскому было в это время 32 года. Отгремели звуки фанфар, прошли долгие торжественные поздравления и приветствия от партийных, государственных, спортивных руководителей, друзей, поклонников и поклонниц.
Казалось, он не только полон творческой энергии, но и нарастил огромную шахматную силу как мастер оригинального дарования, широкого стратегического и тактического кругозора. Дерзость его экстравагантных замыслов в сочетании с тонким психологическим расчётом заметно обогатили шахматное творчество. Особенно этот стиль был опасен для строгих рационалистов, привыкших к последовательному эволюционному мышлению.
Но случилось так, что именно с этого момента его напряжение и целеустремлённость стали снижаться. Он, вероятно, забыл о существовании большой очереди выдающихся известных шахматистов и дерзости молодых дарований, которым не терпелось отобрать у него шахматную корону.
А Борису Спасскому в это время хотелось насладиться плодами своего успеха и заслуженной славой. Он наконец-то решил почувствовать свободу в своих действиях. И первым делом расстался со своим тренером и секундантом Игорем Бондаревским. Но, очевидно, он упустил из виду, что его тренеры — Владимир Зак, Александр Толуш и Игорь Бондаревский — опытные и именитые, не приучили его к самостоятельной повседневной изнурительной работе над шахматами. Он быстро привык к тому, что за него всегда находился кто-то, кто выполнял подготовительную работу. Борис Спасский, по сути, был первый «инкубаторский» чемпион мира. Эта едкая характеристика была отнюдь не лишена истины. Он был настолько натренирован и силён в игре, что переиграть его было практически невозможно.
Продолжение следует