«Напишет священник это проклятие на пергаменте и сотрет его в воду горечи» (Бемидбар, 5:23).
Пока существовал Бейт hамикдаш, у женщины, которую муж заподозрил в неверности, был способ доказать свою чистоту. Коhэн давал ей выпить воду, в которую стирал надпись с именем Б-га. Если она была виновна, то в муках умирала, а если была невиновна, то вода не приносила ей вреда, более того, в положенное время у нее должен был родиться ребенок, даже если прежде она была бесплодна, а муж после этого не имел права с ней развестись. Хотя в обычных обстоятельствах имя Б-га запрещено стирать, но ради мира между мужем и женой это разрешалось.
Пеле йоэц (раздел хомов) пишет, что родители мужа и жены должны всеми силами избегать всяких ссор и споров. Если они видят неправильное поведение со стороны молодых, они не должны говорить своему сыну или дочери, что видели, как их невестка или зять неправильно себя вели. Передача такой порочащей информации может причинить большие страдания.
Озарит тебя Б-г лицом своим и помилует тебя»
(Бемидбар, 6:25).
Мы должны уподобляться Б-гу, а как мы можем уподобиться Ему, исходя из этого стиха?
Шамай сказал: «Принимай каждого с выражением приветливости на лице» (Пиркей авот). Это высказывание можно разделить на три части:
1) Лицо: минимум, что вы должны сделать, — это повернуть лицо навстречу человеку, посмотреть ему в глаза, а не приветствовать его своим профилем. Когда ваш близкий (отец или жена) входит в комнату, повернитесь к нему, покажите ему свое лицо.
2) Выражение: недостаточно повернуться к человеку с ничего не выражающим каменным лицом, покажите свой интерес к нему. Если у вас плохое настроение, не передавайте его вошедшему.
3) Приятным: выражение вашего лица должно быть приветливым и приятным.
Б-г воздает человеку мера за меру (Coma), поэтому Он озарит Своим лицом того, чье лицо сияет для друга (рабби Авигдор Миллер, Пойте праведники).
Рав Матия, сын Хараша, говорил: «Первым приветствуй каждого человека» (Пиркей авот).
Есть разные причины, по которым человек может колебаться: приветствовать ли первым другого. Одни считают, что это недостойно их положения. Другие боятся приветствовать первыми из-за чувства неуверенности, опасаясь, что в ответ на их дружелюбие они увидят ледяное выражение лица. Но какими бы ни были причины, такое поведение неправильно. Вы всегда должны приветствовать первыми. Талмуд (Брахот) говорит, что никому не удавалось поздороваться с рабби Йохананом бен Закаем первым, даже язычнику на базаре.
Это правило особенно важно, когда вы встречаете кого-то, кто питает к вам враждебность или просто не в лучших с вами отношениях. Сердечно его приветствуя, вы, может быть, сумеете смягчить его враждебность, разрушить стену непонимания и горечи, которая вас разделяет. Нет такой силы, которая сравнилась бы с улыбкой по способности разрушить ледяную стену ненависти (Этика с Синая).
Аhарон, первосвященник, дружескими приветствиями побуждал людей раскаиваться. Он тепло приветствовал человека, который согрешил, а в следующий раз, когда этот человек собирался совершить грех, он думал: «Аhарон всегда так приветливо меня встречает, как же я на него посмотрю, если совершу грех?» Так Аhарон отвращал людей от греха (Авот дераби Натан).
Если вы встречаете двух людей, один из которых одет элегантно, а другой — бедно, и первого вы приветствуете с большим энтузиазмом, чем второго, то вы виновны в фальши. Выходит, вы приветствуете не человека, а его одежду (Ор йохэйл).
Если кто-то вас приветствует, вы обязаны ответить на его приветствие. Если вы этого не делаете, то вы виновны в воровстве (Брахот).
Из книги рава Зелига Плискина «Люби ближнего»
Перевод Гедальи Спинаделя