Каббалистическая система сфирот составляет структуру любого развивающегося процесса. Названия сфирот очень проблематично переводить на другие языки. Сфира — это целостное глубинное понятие, которое в разных случаях проявляется разными гранями.
Некоторые свойства сфиры более очевидны, а некоторые требуют сложного описания.
Наша величайшая Книга — Тора обладает важнейшим свойством: шесть из сфирот — хесед, гвура, тиферет, нецах, hод и йесод — «встроены» в шесть основных персонажей Торы. С помощью разбора сюжетов, в которых участвуют персонажи, мы можем «расшифровать» многие тайны, заложенные в систему сфирот.
Некоторые из сфирот более простые и интуитивно понятные. Некоторые — более сложные. Самая странная сфира — hод, которую в разных контекстах переводили пятью внешне совершенно разными понятиями: слава, красота, благодарность, эмпатия, креативность.
В Торе ей соответствует Первосвященник Аарон — брат Моше.
Сфирот нецах и hод идут парой, и их представляют два брата Моше и Аарон.
Моше — властный, авторитарный, Аарон — его противоположность, добрый и мягкий.
Суть сфиры мы можем понять из событий в Торе, в которых Аарон участвует.
Главные события жизни Аарона — позитивные: его служба в Храме и роль миротворца — примирявшего поссорившихся евреев, негативные: искушение золотым Тельцом, смерть его сыновей — Надава и Авиhу.
Более поверхностные свойства сфиры hод — это красота, слава и благодарность.
Первые два свойства вытекают из величия Аарона в Храме, облаченного в нарядные одежды Первосвященника. За благодарностью стоят более тонкие аспекты.
Пишет рав Арье Каплан, что hод — это эмпатия, сопереживание.
Это надо понимать в противопоставлении нецаху, который обозначает авторитарность, диктатуру, ассертивность.
Эти две сфиры представляют лидерскую функцию в двух направлениях.
Нецах-Моше — влияние сверху вниз, спуск Торы от Вс-вышнего, жесткое руководство в пустыне. hод-Аарон — влияние снизу вверх, обратная связь, умение выслушать человека, эмпатия как готовность увидеть другого, в том числе поблагодарить его.
Тора — в двух «негативных» сюжетах иллюстрирует также и издержки эмпатии.
То, что Аарон подался искушению Тельцом, означает, что он «пошел на поводу» народа, проявив «чрезмерную» демократию или популизм.
Второй пример: слишком «мягкое» воспитание сыновей. Это наглядно видно в истории, когда два сына Аарона — без разрешения, подчиняясь своему внутреннему порыву, вбежали в мишкан и погибли от гнева Вс-вышнего.
С другой стороны, Аарон в своей службе проявляет позитивную сторону эмпатии.
Коэны, которые принимали жертвоприношения евреев (как благодарственные, так и грехоочистительные), были своеобразным ретранслятором духовного мира евреев, который они «отправляли» в Небеса вместе с приносимой жертвой. Т. е. коэн обслуживал канал от евреев к Б-гу, который работал в Храме. И это было противоположностью работы Моше, который спускал сверху вниз Тору от Б-га людям.
Вторым полезным свойством эмпатии является умение примирять поссорившихся. Роль миротворца требовала умения вникнуть в ситуацию каждого.
Важно понять, что из шести персонажей, описывающих сфирот, только Моше и Аарон (братья) действовали в одно время. Это учит нас тому, что оба этих качества должны одновременно присутствовать и компенсировать друг друга, чтобы не было крена ни в диктатуру, ни в чрезмерную демократию.
В одной из книг по педагогике hод описывают также как креативность в преподавании, противопоставляя открытость в творчестве (hод) жесткому влиянию нецах.
В мистической медицине нецах — эндокринная система, hод — иммунная система. В современном мире болезни иммунной системы стали реальной проблемой. По мнению мудрецов, это требует от нас повышенного внимания к сфире hод.
Каббала также называет нецах и hод — ногами, потому что эти сфирот реализуют влияние — движение от источника влияния к приемнику и обратно. Нецах — правая нога, дающая силу движению, hод — левая, контролирующая направление движения.
Итак, разные аспекты сфиры hод дополняют и балансируют силу и мощь сфиры нецах, чтобы создать контролируемое движение к цели.
В июле-августе организуется семейный отдых в Катскильских горах (по недорогим ценам) общиной русскоязычных баалей-тшува, с участием р. Меира Брука.
Справки по телефону:
(347) 302-8302 — Жанна