(Продолжение.)
“Что такое еврейство? Что значит жить по-еврейски?” – задаёт он вопрос. (Напомним читателю, что эти вопросы рассматривались в главе 3). Свой ответ Солженицын начинает с галахического определения, называя его «определением ортодоксальных евреев»: «Еврей – это тот, кто рождён от матери-еврейки или обращён в еврейство согласно Галахе» [Подчеркнём, что это определение полностью исключает всякое обвинение в расизме, поскольку человек любой расы, пройдя гиюр (обращение) по Галахе, становится евреем. Что же касается крови, то кровь отца вообще игнорируется).] Приведя это определение, Солженицын отказывается от него – ведь живём-то в секулярном ХХ веке! Он готов признать евреями всех, кого уничтожал Гитлер. Ему по душе определение нееврея Жана-Поля Сартра («Размышления о еврейском вопросе», «Нева», N№ 7, 1991): «Еврей – это тот, кого другие считают евреем». (Не иначе как забыл Александр Исаевич, что его самого КГБ причислял к еврейству, утверждая, что его настоящая фамилия – Солженицер). Очень нравится Солженицыну и определение израильского писателя Амоса Оза («Понятие отечества», журнал «22», N№ 1, 1978): «Еврей – это тот, кто считает себя евреем. Еврей – это тот, кто соглашается быть евреем… Быть евреем означает чувствовать: где бы ни преследовали и мучили еврея – это преследуют и мучают тебя». Читатель без труда обнаружит, что определения Сартра и Оза образуют два множества, лишь частично пересекающихся: тот, кого другие считают евреем (как КГБ Солженицына), отнюдь не обязательно сам считает себя евреем, и наоборот. Что же касается чувства сострадания, которое Амос Оз включил в определение, то это – этическое требование, предписанное Торой: «Не стой безразлично перед кровью брата твоего… Возлюби его, как самого себя» (Ваикра, 19:16-18).
Действительно, в Талмуде сказано: «Если в характере еврея нет трёх черт – совестливости, сострадания к слабому и стремления делать добро, — возникает подозрение: еврей ли он?» Однако определение еврейства базируется на другой основе, а правильно определить, правильно назвать – значит правильно понять. «Выделим те условия, — говорит рабби Элиягу Эссас, — при которых человек может считаться евреем: если у человека мать – еврейка, он рождён с душой еврея, состоящей, упрощённо говоря, из общечеловеческой и дополнительной; если нееврей принимает истинный гиюр (т. е. с соблюдением заповедей), он в дополнение к своей общечеловеческой душе тоже получает «с неба» дополнительную душу. Так что дело совсем не в происхождении и не в чертах характера!»
Писатель Амос Оз – один из лидеров левого толка, активный сторонник «ословских соглашений». Он включил в определение еврейства ещё и требование «разделять ответственность за несправедливость, содеянную евреями… как евреями». Требование коллективной ответственности евреев (возможно, и коллективного наказания) особенно по душе Александру Исаевичу: «Вот такой подход мне кажется наиболее верным: принадлежность к народу определяется по духу и по сознанию. Считаю так и я». Без ответа оставил Солженицын свой вопрос: «Что значит жить по-еврейски?» Это и неудивительно: «жить по-еврейски – значит жить по Торе», ибо «древо жизни она для тех, кто держится за неё» («Притчи» царя Соломона, 3:18). Солженицын этого не знает, поскольку игнорирует «небесные мерки».
ИЗБРАННОСТЬ
Подобно Достоевскому, утверждает Солженицын, что «без религиозной основы разве возможно истолковать несравнимую стойкость евреев в рассеянии». И подкрепляет этот тезис словами Николая Бердяева: «Менее всего, конечно, можно было бы объяснить историческую судьбу еврейства с точки зрения материалистического понимания истории» («Христианство и антисемитизм», Париж, 1938). Однако не может он признать еврейскую богоизбранность, выше его сил принять слова Моше, сказанные евреям, когда стояли они на берегу Иордана: «Тебя избрал Б-г Всевышний твой, чтобы был ты Ему народом, избранным из всех народов, что на лице Земли» (Дварим, 7:6) (в заключительной 27 главе книги он процитирует другие слова Моше из этой же книги Дварим, 4:27: «И рассеет вас Б-г среди народов». Он даже заметит, что в исходе евреев из СССР (СНГ) в 70-х – 90-х г. г. ХХ века «проглядывает надчеловеческий замысел». Но сейчас, в начале второго тома, Солженицын ещё далёк от этой «небесной мерки»). И он заменяет богоизбранность на «просто историческую и человеческую уникальность» евреев, которую «несомненно… все видят». Разумеется, все видят её по-разному. И он приводит различные «видения»: «Они (евреи) избраны миром для дискриминации» (Р. Виссе), «часть (евреев) не прочь избавиться от своей (такой) уникальности» (проф. А. Воронель). По душе ему слова Натана Щаранского: «Избранность приемлема только в одном плане – как повышенная моральная ответственность». Видимо, не знал Александр Исаевич слов Игоря Губермана, иначе непременно привёл бы:
«Гордыня во мне иудейская
Пылает, накал не снижая.
Мне мерзость любая еврейская
Мерзей, чем любая чужая».
Но больше всего понравились Александру Исаевичу слова Нины Воронель: «… Избранность еврейского народа в том и состоит, чтобы вечно жить в рассеянии. Мы дрожжи… наша задача – сбраживать чужое тесто» (Журнал «22», N№ 24, 1982). «Очень верно схвачено, — пишет Солженицын и усиливает слова Воронель: — Ещё современнее скажем: катализатор. Катализатора в химической реакции и не должно присутствовать много, а действует он на всю массу вещества».
Увы, они оба ничего не поняли в нашей богоизбранности. Видя активное участие евреев в экономике, политике, культуре и науке, наконец, в революционном движении народов, среди которых проживают евреи на протяжении 2000 лет рассеяния, они вообразили, что в этом и состоит суть нашей богоизбранности. Не знали они слов Творца, сказанных пророку Исайе, 42:1: «Возложил Я на него (Израиль) дух Мой, принесёт он народам закон». Закон Б-га изложен в Торе, поэтому и говорит Моше евреям (Дварим, 4:6): «Храните и исполняйте (Тору), ибо это мудрость ваша и разум ваш в глазах всех народов».
Мы избраны, чтобы передать миру знание о Творце, принести монотеизм в мир идолопоклонников. «Будете мне царством священнослужителей и народом святым», — говорит Б-г евреям (Шмот, 19:6-8). «Святы будьте, ибо свят Я» (Ваикра, 19:2). «Святость» на языке Торы означает «отделённость», наш путь с самого рождения был в отделённости. «И отделил Г-сподь, Б-г наш, святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от других народов, Седьмой День от шести рабочих дней», — читаем мы на исходе Шабата в молитве «Амида». Осознание своей избранности отнюдь не означает принижение других. «Не за праведность твою и прямодушие твоё приходишь ты овладеть их страной, — говорит Моше евреям на берегу реки Иордан накануне завоевания Канаана, — но за преступления народов этих Б-г, Всесильный твой, изгоняет их от тебя…» (Дварим, 9:5). Добавим, что любой нееврей, пройдя гиюр по Галахе, также оказывался в числе «избранных», становясь прозелитом.
О НАШЕМ РАССЕЯНИИ
Избрав евреев из всех народов и выведя их из египетского плена, Г-сподь не рассеял их по «лику Земли», но повёл в «Землю Обетованную», обещанную Им праотцам нашим Аврааму, Ицхаку и Яакову. В 2488 АМ (Анно Мунди – от Сотворения Мира), т. е. в 1272 году до н. э., вступили евреи в эту землю, землю Канаан, ведомые преемником и учеником Моше Иегошуа бин Нуном. Семь лет евреи завоёвывали эту землю и ещё 7 лет делили её между 12 коленами Израиля, и стала она называться «Эрец Исраэль» — «Земля Израиля».
Продолжение следует