Окончание.
Начало в № 884
Матч Петросян — Спасский на первенство мира состоялся в 1966 году в Москве и продлился два месяца. Секундантом у чемпиона мира был Исаак Болеславский, а у претендента — Игорь Бондаревский.
Матч проходил в упорной борьбе. Первые шесть партий закончились вничью. Затем 7-ю и 10-ю партии выиграл Петросян. К 20-й партии Борис Спассикй сравнял счёт, выиграв 13-ю и 19-ю партии. Однако упорный Тигран Петросян собрался и выиграл 20-ю и 22-ю партии и вновь вырвался вперёд.
Но Борис Спасский не собирался сдаваться, собрал всю волю и знания и одержал победу в 23-й партии. Но на большее его не хватило, а Тигран Петросян устоял в 24-й партии и тем самым отстоял своё звание чемпиона мира по шахматам. Итак, счёт стал 12,5:11,5.
В следующем горниле очередного претендентского цикла 1968 года победителем вновь вышел Борис Спасский и встретился во втором матче на первенство мира с чемпионом мира Тиграном Петросяном. При этом регламент матча был тот же, и секунданты у обеих сторон остались те же. Матч также состоялся в Москве и продлился два месяца. Но, в отличие от всех подобий, на этот раз матч выиграл Борис Спасский, взяв убедительный реванш.
Течение второго матча на первенство мира складывалось для Тиграна Петросяна драматично, хотя первую партию он выиграл. Но после 9-й партии претендент уже опережал чемпиона на два очка, выиграв 4-ю, 5-ю и 8-ю партии.
Собравшись в единый кулак, Тигран Петросян побеждает Бориса Спасского в 10-й и 11-й партиях и сравнивает счёт. Он оставался равным до 17-й партии. Решающими в матче оказались партии с 17-й по 21-ю. Набрав на этом этапе 3,5 очка из 5 (выиграв 17-ю, 19-ю и 21-ю партии) Борис Спасский вновь стал лидером с перевесом в два очка, что обеспечило ему победу в матче со счётом 12,5:10,5. Эта победа дала ему право стать десятым чемпионом мира по шахматам.
Борис Спасский во втором матче с Тиграном Петросяном выглядел свежим и отлично подготовленным. В этих компонентах ему на то время не было равных и победить его нельзя было.
Существует интересная легенда, что когда Тигран Петросян вернулся с турнира домой, его жена Ирена (рыжеволосая еврейка, обладательница доставшейся от родителей трёхкомнатной квартиры в Москве), видя его расстроенный вид, спросила: «Ты что, проиграл и уже не чемпион мира?». На что он ответил: «Понимаешь, чемпионом мира я был шесть лет, а вот экс-чемпионом мира стал впервые и, возможно, — навсегда!».
После проигрыша матча Борису Спасскому Тигран Петросян в звании экс-чемпиона мира с завидным упорством добивался права своего участия в отборочных претендентских циклах с 1971 года по 1980 год.
Интересно проследить, как он сражался в этих матчах, чтобы представить его как шахматного бойца, заряженного на возврат шахматной короны.
1971 год — четвертьфинал с Робертом Хюбнером — 4:3, Роберт Хюбнер сдал матч досрочно; полуфинал с Виктором Корчным — 5,5:4,5; финал с Робертом Фишером — 2,5:6,5; 1974 год — четвертьфинал с Лайошем Портишем — 7:6; полуфинал с Виктором Корчным 5,5:6,5; 1977 год — четвертьфинал с Виктором Корчным — 5,5:6,5; 1980 год — четвертьфинал с Виктором Корчным — 3,5:5,5.
Больших успехов он добивался в составе сборной СССР, которая девять раз выигрывала шахматные Олимпиады (1958 — 1974 гг.). За период с 1964 по 1968 год он сыграл на первой доске 38 партий.
За всю свою шахматную карьеру Тигран Петросян участвовал в четырнадцати чемпионатах СССР и в различных командных соревнованиях высокого уровня, принося в копилку команды только положительные результаты. В ранние годы с 1951 по 1966 был ещё чемпионом Москвы.
Нелегко давались ему успехи, даже наименьшие, которые позволяли ему рисковать. Надёжность, безопасность тыла — вот его кредо. Нет, он не односторонний боец, который умел только защищаться. Он умел всё, и особенно чётко довёл всё блестяще в первом матче со Спасским, который выиграл, принимая бой в наиболее острых ситуациях.
Здесь чётко выявилась черта Тиграна Петросяна, про которую афористически сказал Михаил Таль: «Тигран Петросян сам бой не начнёт, но сдачи даст всегда».
«Что вы более всего цените в шахматах? — спросили журналисты у Тиграна Петросяна. — Логику — ответил он. — Я глубоко убеждён, что в шахматах нет ничего случайного. И это моё кредо. Я люблю только такие партии, где я играл явно на выигрыш позиции… Я верю лишь в логику, правильную игру».
Главным турниром в жизни Тиграна Петросяна стала борьба в турнире претендентов на острове Кюрасао в 1962 году. О нём более подробно. Весь турнир он провёл ровно и убедительно, внимательно следя за ходом дел у конкурентов.
Так, перед последним туром Тигран Петросян был на пол-очка впереди Пауля Кереса. К тому же в последнем туре он должен был играть с Мирославом Филипом, который занимал последнее место среди 28 участников. Можно было попробовать обыграть его — и победа в таком важном турнире претендентов обеспечена. А впереди матч с чемпионом мира Михаилом Ботвинником.
Но Тигран Петросян пошёл другим путём. Быстро сделав ничью в партии с Мирославом Филипом, он стал следить за ходом событий в партии Пауля Кереса. Если бы тот выиграл партию, то сравнял бы счёт с Тиграном Петросяном, и между ними будет назначен дополнительный матч.
Но у Пауля Кереса, пройдя марафонский турнир в 27 туров, на 28-й тур, требовавший максимального напряжения всего себя, на последнюю партию сил уже не хватило. Последняя партия Пауля Кереса закончилась вничью, и Тигран Петросян, став победителем турнира, получил право на матч за звание чемпиона мира с Михаилом Ботвинником, который он и выиграл в 1963 году, став чемпионом мира, достигнув заветных высот супергроссмейстера в шахматах.
Тигран Петросян умер рано, в возрасте 55 лет (1929 — 1984 гг.). Легенда о причине его смерти сводится к тому, что в начале 1984 года приоткрылись некоторые ранее засекреченные архивы КГБ на Лубянке. И какой-то дотошный журналист-шахматист докопался до «дела» Тиграна Петросяна. Там он нашёл датированный 1961 годом донос на Михаила Таля о его отлучке на два часа из гостиницы во время их совместного пребывания в Буэнос-Айресе.
Он сообщил, что Михаил Таль отлучился на длительное время для передачи посылки сыну Александра Кобленца, своего тренера. Ему Таль не мог отказать в просьбе. И когда новость об авторе доноса стала известна шахматной общественности и интеллигенции столицы, Тигран Петросян со всем своим природным кавказским темпераментом не перенёс этого.
Напомним, что в результате доноса Михаил Таль на долгое время (с 1961 по 1978 год) стал невыездным и влачил жалкое существование, пока не понадобился Анатолию Карпову в его подготовке к матчу с Виктором Корчным в Багио на Филиппинах в 1978 году.