
Выдающийся мастер эстрады, народный артист России Бен Бенцианов скончался 2 апреля в Санкт-Петербурге. Ему было 90 лет.
Совсем, казалось бы, недавно город с размахом отмечал его юбилей, во время празднования которого виновник торжества получал правительственные награды, поздравительные телеграммы, огромные охапки цветов, слушал слова благодарности от друзей, коллег и близких… Растрогавшись, даже пригласил всех присутствующих на свой столетний юбилей…
Бен Николаевич Бенцианов родился 3 октября 1918 года в Ростове-на-Дону, откуда его семья вскоре перебралась в Ленинград. В раннем детстве мальчик мечтал стать управдомом, потом артистом драмы, ради чего закончил студию БДТ у Бориса Бабочкина. На одном курсе с Бенциановым учились Владислав Стржельчик и Ефим Копелян. Но судьба распорядилась иначе, Бабочкин «напророчил» Бену эстрадную карьеру и не ошибся. На эстраду Бенцианов пришел после тяжелого боевого ранения, полученного во время Второй мировой войны.
Где он только не выступал с фельетонами, монологами, стихами и музыкальными куплетами! Он стал первым артистом, вышедшим на сцену Кремлевского Дворца съездов, построенного в 1961 году. Тогда над его куплетами хохотали Никита Хрущев, Юрий Гагарин и Герман Титов. «Легкий жанр», которым Бен Бенцианов занимался целых 65 лет, — это десятки тысяч концертов, иногда по три в день, на разных площадках: стадионах, под открытым небом, в сельских клубах, роскошных дворцах и простеньких домах культуры. Маэстро считал своим долгом приносить людям хорошее настроение, но в то же время напоминать о таких непреходящих ценностях, как совесть, порядочность, духовность, дружба и любовь… Бенцианов всем своим творчеством ежедневно доказывал, что эстрада — это кафедра, с которой артист должен нести чистое, светлое и разумное Слово, что призвание артиста — быть «санитаром душ». «Живая история, легенда, блестящий конферансье, настоящий интеллигент» — это всё о нем, о Бене.
Многие годы Бен Бенцианов был художественным руководителем эстрады «Петербург-концерта». В декабре 2008 года он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Он также награжден премиями «Золотой Остап» и «Золотой пеликан». До последних месяцев он продолжал работать.
Бенцианов говорил: «Трагедия моей жизни в том, что, отдав жизнь этому искусству, я не вижу ни одного человека, который пошел бы по моим стопам. Может, это выглядит с моей стороны бестактно, но я могу сказать, что даже не слышу чьего-то дыхания: мне никто не дышит в спину, никто не пытается меня догнать… Вот я сижу перед телевизором, переключаю каналы, подскакивая от того, что меня шокирует, и в ужасе думаю: мать честная, что же, у нас всего двадцать артистов, что ли? Этот только что был, переключаю — опять он! И все они говорят глупости — люди смеются, и чем пошлее, тем они радостнее хохочут… Ни одного человека из Театральной академии на Моховой не пришло в Петербург-Концерт! Потому что как только они ее заканчивают, то пускаются в тамады, ночные стриптизы, ведут корпоративные вечеринки — зарабатывают деньги и смотрят на меня как на идиота: он в троллейбусе ездит? У него нет автомобиля? Нет дачи? Потому что все, что творится сейчас, — это растление молодёжи. Это духовный СПИД».
Как ни горько это сознавать, но всё сказанное Беном Николаевичем — правда. Перефразируя Вяземского: «Он пережил и многое, и многих, и многому изведал цену он» за свою девяностолетнюю жизнь. Несмотря на солидный срок на этой земле, отпущенный ему Свыше, он всё равно не успел завершить дело своей жизни и не оставил нам творческого наследника. Такие люди — это штучное производство.
Близкие и коллеги Бенцианова обратились с просьбой к губернатору Петербурга похоронить маэстро на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с друзьями — актёрами Владиславом Стржельчиком и Ефимом Копеляном, и тем самым исполнить желание покойного.
Ушел из жизни великий мастер и просто хороший человек. Жаль, что до традиционных еврейских «ста двадцати» Бен Николаевич не дожил целых тридцать лет. Но, как водится, человек предполагает, а Б-г располагает. Биг Бен нашей эпохи остановился.




