Купите папиросы

Не­смот­ря на то, что он был бо­лен ра­ком, 83-лет­ний Юрек Плон­ски за­ни­мал­ся соз­да­ни­ем му­зея, по­свя­щен­но­го об­ли­ку поль­с­ких го­ро­дов до Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. Он мно­го вы­сту­пал пе­ред мо­ло­де­жью с рас­ска­за­ми о Вар­шав­ском гет­то, где он, бу­ду­чи под­рос­т­ком, про­да­вал си­га­ре­ты на пло­ща­ди Трех Крес­тов.

«Он ни­ког­да не впа­дал в уны­ние, не­смот­ря на то, что был бо­лен ра­ком», — вспо­ми­на­ет Гра­ци­э­ла Бен-Дрор, ди­рек­тор ис­сле­до­ва­тель­с­ко­го цен­т­ра по из­уче­нию Хо­ло­кос­та в по­се­ле­нии Ги­ват-Ха­ви­ва, где 21 ап­ре­ля, в День па­мя­ти жертв Ка­тас­т­ро­фы, бу­дет от­крыт му­зей.

Юрек Плон­ски, по сло­вам Бен-Дрор, оли­цет­во­ряв­ший со­бой все, что слу­чи­лось с ев­рей­ским на­ро­дом в XX ве­ке, — Хо­ло­кост и дол­го­ждан­ное осво­бож­де­ние, тя­же­лые утра­ты и борь­бу за соз­да­ние но­во­го го­су­дар­ст­ва, умер на днях на 84-м го­ду жиз­ни.

Он ро­дил­ся в при­го­ро­де Вар­ша­вы в 1926 го­ду, где и жил со сво­ей се­мьей до на­ча­ла Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. По­сле на­ча­ла на­цист­ской ок­ку­па­ции Юрек вмес­те со сво­ей се­строй на­ча­ли тор­го­вать вся­кой вся­чи­ной на рын­ках поль­с­кой сто­ли­цы. В 1940 го­ду, ког­да ев­ре­ев при­ну­ди­ли пе­ре­се­лить­ся в гет­то, маль­чик стал един­ст­вен­ным кор­миль­цем се­мьи.

«Он стал взрос­лым в 13 лет, — рас­ска­зы­ва­ет Бен-Дрор, — бла­го­да­ря па­ре кар­то­фе­лин, ко­то­рые он до­бы­вал тя­же­лей­шим тру­дом, он кор­мил свою се­мью».

По­сле то­го как в ав­гус­те 1942 го­да его ро­ди­те­ли и две сес­т­ры бы­ли от­прав­ле­ны в ла­герь смер­ти Треб­лин­ка, Плон­ски всту­пил в ря­ды под­поль­ной ор­га­ни­за­ции со­про­тив­ле­ния Вар­шав­ско­го гет­то.

«Я остал­ся один и не знал что де­лать, — вспо­ми­нал Юрек, — ког­да при­гла­ше­ние по­сле­до­ва­ло, я мо­мен­таль­но со­гла­сил­ся. Я хо­ро­шо знал все хо­ды и вы­хо­ды из гет­то и по­это­му мог снаб­жать под­поль­щи­ков едой и ору­жи­ем. Я учас­т­во­вал в вос­ста­нии 1943 го­да и был од­ним из по­след­них, кто по­ки­нул гет­то. В июле 1943 го­да я по ка­на­ли­за­ци­он­ным тру­бам вы­брал­ся из гет­то, на­шел на арий­ской сто­ро­не тех, кто был го­тов нам по­мочь, за­тем вер­нул­ся в гет­то и тем же пу­тем вы­вел по­след­них учас­т­ни­ков вос­ста­ния».

Плон­ски уда­лось вы­жить бла­го­да­ря фаль­ши­вым до­ку­мен­там, про­да­же си­га­рет и на­деж­но­му укры­тию. Ког­да же его убе­жи­ще бы­ло рас­кры­то, он успел скрыть­ся и но­че­вал в раз­ва­ли­нах раз­ру­шен­ных до­мов.

Исто­рия мо­ло­дых про­дав­цов си­га­рет хо­ро­шо осве­ще­на в кни­ге Йо­зе­фа Ци­ме­а­на «Про­дав­цы си­га­рет на пло­ща­ди Трех Крес­тов».

По­сле окон­ча­ния вой­ны Плон­ски пе­ре­се­лил­ся в Па­лес­ти­ну, сра­жал­ся в Вой­не за не­за­ви­си­мость и стал од­ним из ос­но­ва­те­лей ки­бу­ца Ме­гид­до. Имен­но там он встре­тил свою бу­ду­щую же­ну Алек­сан­д­ру, по­да­рив­шую ему тро­их де­тей. Один их них, Эй­тан, ге­рой­ски по­гиб в Вой­не Суд­но­го дня.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора