Да, тех самых, на которых стоит мир. Согласно нашим мудрецам, это служение, учение и добрые дела. Под служением («Авода») понимают в первую очередь жертвоприношение и молитву.
Строго говоря, мы постоянно чему-то служим и жертвуем. Кто — идее, кто — семье, кто — своим страхам, страстям и надеждам… Нечасто наши мысли и поступки вызваны прямой необходимостью. Обычно сознательно или по бессознательной привычке мы выбираем алтарь. «Барашком» кладём на него время, внимание, деньги… Тора, которая всё освещает ясным и откровенным светом, уделяет особое внимание жертве.
«… Которые (прежде названные) заповедал Г-сподь Моше на горе Синай, в день, когда Он повелел сынам Израиля приносить жертвы в пустыне Синай». Помимо очевидных и требующих истолкования повторов, мудрецы находят в этом пасуке множество проблем. Например, пророк Ирмиягу говорит от имени Создателя: «… Не давал Я повелений отцам вашим в день, когда Я вывел их из Земли Египетской, о жертвах… Но вот что повелел Я им: «Слушайтесь Меня, и буду вам Б-гом, а вы будете Мне народом». Раши объясняет противоречие: пророк подчёркивает, что жертвы теряют смысл, если приносящий их не раскаивается в своих проступках и не решает подчиниться воле Всевышнего.
Останавливается здесь рабейну Бехайя. Приводит множество текстов из Святого писания: из псалмов Давидовых, пророчеств Иешаягу и Ирмиягу… Оказывается, если приносящий жертву послушен голосу Создателя, его жертва желанна. Но если жертвующий непослушен Б-гу (но собственным представлениям или групповым программам), его жертва превращается в «пожертвование злодеев». То, о котором сказал мудрейший царь Шломо: «Противно Всевышнему жертвоприношение грешных, а желанна молитва прямодушных». Индульгенции у евреев не работают: даже слово из праведных уст ценится выше, чем солидные капиталовложения бессовестных. Более того, приносящий жертву нераскаявшийся злодей приравнен к убийце, бессмысленно губящему душу животного.
Ненадолго переключимся на детали. Талмуд приводит спор рабби Ишмаэля и рабби Акивы о том, как мы получали Закон. Согласно рабби Ишмаэлю, на горе Синай Моше были представлены общие принципы, которые конкретизировались потом в Святая Святых переносного Храма. Рабби Акива же утверждает, что на Синае Моше сообщены все детали Закона. В дальнейшем Творец дважды повторил их: в переносном Храме и в Моавитских степях перед входом в Землю Израиля. Большинство мудрецов согласны с рабби Акивой.
Не будем входить в тонкости этого спора. Касался он, в частности, порядка принесения нашими отцами жертв в самой Синайской пустыне. По простому смыслу пасука, Творец заповедовал их уже у Синая, повелел возносить невдалеке от горы. Даже по мнению тех из учителей, которые полагают, что во время сорокалетнего странствия по пустыне жертвы не приносились, не менее 50 дней они совершались перед Синайской горой. Со дня построения Шатра (1 нисана) и до начала пустынных переходов, 20 дня месяца Ияр. Отсюда видно, что жертвоприношения не есть только способ искупления проступков, но и необходимая часть мирового порядка.
Некоторые детали этого порядка назовёт Орех хаим, опираясь на традицию Каббалы. Существует два вида «затерянных искр», которые человек должен вернуть к их первоначальной святости. Один — это искры, падшие в мир хаоса, а ныне обитающие в предметах и явлениях мира. Другой — элементы душ, смешанные со злом после грехопадения Первого человека. Жертвоприношение на чистом алтаре относится к обоим.
На иврите слово «корбан», жертва означает «приближение». Говорят комментаторы, что Творец установил в мире законы о жертвах в знак особой милости. Совершивший грех мгновенно удаляется от Создателя — ведь тот абсолютно благ и абсолютно чист! Но путем раскаяния и жертвоприношения человек может искупить сделанное и вновь приблизиться к Создателю. Вернуться на своё место, к своей единственной миссии на Земле. А порой подняться на ещё более высокую духовную ступень.
Поясняет рав Вольбе, откуда столько противоречий в книгах пророков о жертвоприношениях. Основа жертвы — душевное усилие и преображение жертвующего. В этом смысле сегодняшняя молитва, названная «работой в сердце» и отчасти восполняющая нам отсутствие жертвоприношений, выполнит свою главную миссию лишь тогда, когда за ней стоит душевный труд и глубокое сосредоточение. Но были времена, когда люди начинали полагать, что внутреннего усилия достаточно, нечего тратиться на дорогие продукты и животных. И тогда пророки кричали «экономящим»: «стол Создателя посчитали вы презренным»! Ибо условие жертвы — послушание. Творец дал вполне конкретный закон. И хотя Он не нуждается ни в чём, в частности в тучных ягнятах, в точном соблюдении закона нуждаемся мы сами.
Ибо настоящий «корбан», жертва человека — это он сам. «Подчинить свою волю воле Создателя». Или, как говорят мудрецы, «Отодвинь свою волю перед Его волей, и Он подчинит тебе волю тех, кто прежде враждовал с тобой». А такая жертва не зависит даже от наличия Храма.