«И с дымом взлетит в небеса…»

Приближается Песах. Где ещё Тора затрагивает тему хамца и мацы? «Любой хлебный дар, который пожертвуете Г-споду, не делайте квасным, ибо любая закваска и любой мёд, не воскуривайте из них на огне для Г-спода».

Сначала о «технической» стороне вопроса. Про заквашенное спору нет — всем ясно, что речь идет об изделиях из пяти видов злаков (пшеница, рожь, полба, овёс, ячмень), приготовленных из заквашенного любым образом теста. Это нам расскажет хотя бы слово «любая» в пасуке. А вот насчёт «мёда» мнения разошлись.

Согласно Раши, тосафистам (комментаторам Талмуда XII — XIII вв.) и многим другим, речь идёт о любом кусочке сладкого фрукта. Рашбам в одном месте согласен с Раши, но в другой работе указывает, что конкретно здесь говорится о запрете возжигать на жертвеннике финики и финиковый мёд. В этом с ним согласен и Ибн Эзра. Однако дон Ицхак Абарбанель, великий кодификатор Торы и по совместительству министр финансов христианской Испании, добровольно возглавивший колонну испанских евреев-изгнанников в 1492 году, высказывает иное мнение. С ним солидарны автор знаменитой «Сефер а-хинух» (Книги воспитания), а также Мальбим и немало других поздних комментаторов. Все они полагают, что Тора здесь запрещает возносить на жертвенник также пчелиный мёд и все виды сладостей и фруктовых соков (кроме виноградного вина).

Строго говоря, этот спор имеет чисто теоретическое значение — все хлебные приношения состояли только из муки, оливкового масла, щепотки соли и благовоний. Но закон должен быть выверен точно! Как и наказание за его нарушения. Мудрецы выводят из слов пасука запреты воскуривать на жертвеннике квасное и мёд в любых, даже весьма незначительных количествах, самостоятельно или в смеси. С вещами, которые мёд улучшает, и с теми, которые он портит. Устанавливают, что коэну разрешается съедать с мёдом причитающиеся ему части приношения. И т. д.

Много говорят наши мудрецы о символике и внутреннем смысле этих запретов. Рамбам рассказывает, что он обнаружил в книгах идолопоклонников древний обычай — приносить в жертву именно продукты из заквашенного теста и примешивать к ним мёд. «И поэтому Творец, ненавидящий идолопоклонство, воспретил делать подобное для Себя». Мудрецы приводят историю о жертвеннике, который был особо дорог Б-гу во времена наших праотцев, а позже, когда его облюбовали идолопоклонники, сделался Ему ненавистным.

Говорит рабейну Бехайя, что основная задача жертвоприношения — искупление наших проступков. «Но если бы не провокатор и кляузник — наше дурное начало, мы не нуждались бы в искуплении. А закваска и мёд (шире — сласти) — это и есть наше дурное начало!» И разъясняют мудрецы, что заквашенное символизирует врождённое честолюбие человека, стремление к самовозвеличиванию и жажду похвал. Из-за них человек забывает, Кто даровал ему силы, и перестаёт благодарить Творца. И поёт: «добьёмся мы освобожденья своею собственной рукой!»

Мёд соответствует другому аспекту дурного начала: стремлению к удовольствиям и комфорту. Удивительную гематрию приводит рабейну Бехайя: числовые значения слов «мёд» и «женщина» равны! И поясняет, что, когда Адам оправдывался перед Всемогущим за грех с запретным плодом, он воскликнул: «Женщина, которую Ты сделал, подбила меня!» Подразумевая дурное начало, «которое Ты сделал». А Хава перепасовала вопрос к змею, который уж точно дурное начало!

Только не подумайте, что Кабала говорит о Вашей жене или матери! Как и знаменитая фраза царя Шломо: «Из мужчин одного из тысячи нашёл я, а из женщин — ни одной» — не про ходящих по стритам граждан. Здесь не место рассматривать структуру духовных миров. Но что сразу видно — каков духовный корень ныне столь популярной любовной темы? Песен, романов, вообще культа «прекрасной Дамы». Не говоря уже о заполонившей всё пошлятине. Ведь страстное стремление к противоположному полу — это и есть квинтэссенция сладострастия, того самого «мёда», который запрещено возносить на жертвенник Б-га!

Разумеется, и эти стремления не просто, но можно и должно использовать для служения Создателю. Например, «пусть гордится человек тем, что знает Меня!» Или — пусть человек изучает Тору и исполняет заповеди поначалу даже не во имя небес. Он постепенно придёт к истинно чистому служению, лишь бы было у него хоть абстрактное стремление к праведности. Хасиды говорят, что в настоящей семье необходимы любовь и страсть. Но всё это не для праздника Освобождения — Песах и не для искупительного жертвенника.

А под конец приведём заключение рава Гирша. Исторически маца символизирует состояние политической зависимости, а хамец — независимость, право распоряжаться своим временем, имуществом и силами. Мы, выйдя «из дома рабства», всегда должны помнить, благодаря Кому мы обрели и обретаем свободу. «Истинно свобода от всякого иного рабства, полная политическая независимость среди народов — это награда, обещанная нам за служение Б-гу, за полное подчинение Его воле». Тут уж ни убавить, ни прибавить.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора