Что нужно человеку для счастья? Разные авторитеты отвечают на это по-разному, и, например, профессор прикладной магии из НИИЧАВО (Научно-исследовательского института чародейства и волшебства) в замечательной повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» доказывал, что счастливым может быть только человек желудочно удовлетворенный.
Лев Толстой не в шутку, а всерьез заявил, что все счастливые семьи счастливы одинаково, и был неправ хотя бы потому, что мужское счастье одно, а женское — совсем другое. Исследуя секрет счастья американской женщины, ученые одного из факультетов Принстонского университета пришли к выводу, что это счастье покоится на двух китах: финансовой обеспеченности и удовольствии от жизни.
Группа психологов принстонской Школы общественных и иностранных дел имени Вудро Вильсона (Woodrow Wilson School of Public and International Affairs) установила, что женщины, у которых больше денег, но меньше уверенности в завтрашнем дне, не так счастливы, как их менее обеспеченные сверстницы, которые с оптимизмом и спокойствием смотрели в будущее. Женщины, которых не беспокоят финансовые проблемы вроде сбережений на старость или платы за образование, — чувствуют себя более счастливыми. По данным опроса тысячи американок, это относится к женщинам всех возрастных групп и любого уровня материального достатка.
Попытки подтвердить или опровергнуть оптимистическую мудрость, что, мол, «не в деньгах счастье» предпринимаются давно, но в наши дни презренного материализма преобладает мнение, что деньги все-таки способны принести счастье, хотя связь между богатством и счастьем достаточно опосредована. Как установили принстонские мудрецы, рост личного состояния человека на 20 % не гарантирует, что этот человек станет на 20 % счастливей.
Что же до того, что мужчины и женщины думают о счастье — и обо всем остальном — по-разному, на это есть несколько ученых ответов. Исследования, проведенные в университете штата Калифорния в городе Ирвин, показали, что для размышлений мужчины и женщины пользуются разными частями головного мозга. Мужчины больше думают серым веществом, ответственным за обработку информации, а женщины — белым, которое связывает информационные структуры. Это объясняет, почему мужчины чаще женщин преуспевают в областях, требующих локального анализа, например, в математике, а женщины чаще мужчин преуспевают в сферах, где требуется сопоставление различных данных, например, в лингвистике.
В прошлом году социологи из вашингтонского университета имени Джорджа Мейсона опросили более 1,4 тыс. профессоров, интересуясь причинами относительной малочисленности женщин в математике, точных науках и инженерии. 1 % опрошенных назвали причиной отсутствие у женщин соответствующих способностей; 24 % объяснили это дискриминацией по признаку пола, но 74 % заявили, что у мужчин и женщин различные интересы.
Ученые Корнеллского университета проанализировали больше 400 научных статей и книг на эту тему, опубликованных за последние 35 лет. Оказалось, что женщины отказываются от карьеры в математике и физике не потому, что соображают в этом хуже мужчин. Они вынуждены делать выбор между любимым делом и интересами семьи. Успешная карьера требует значительных затрат времени, на что не может пойти женщина с детьми или собирающаяся стать матерью. Поэтому женщины часто переходят в отрасли науки, требующие меньше времени и энергии.
Женщинам Соединенных Штатов сложнее делать карьеру не только в точных науках. По оценкам Национального фонда науки (National Science Foundation), женщины составляют более половины учащихся медицинских факультетов наших колледжей и университетов, но только 15 % женщин стали профессорами медицины. Примерно 43 % учащихся философских факультетов — женщины, но лишь 19 % женщин читают там лекции или ведут семинары. Такова женская доля в Соединенных Штатах Америки.