«Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей страны!» — говорил Джон Кеннеди. Этот совет американского президента нужен не только стране, не только обществу, он важен, прежде всего, самому человеку. Как бы парадоксально это ни звучало, но чем больше человек думает о том, что другие могут сделать для него, тем он больше теряет. И чем больше думает о том, что можно сделать для других, тем больше он находит! «Что спрятал — то потеряно. Что отдал — твое!» — писал Шота Руставели («Витязь в тигровой шкуре»)…
«Большевики разрушают не только синагоги и еврейские школы, но, лишая возможности заниматься благотворительностью, они разрушают саму основу человеческой души», — говорил чудом выживший в ГУЛАГе раввин Минска Йехезкель Абрамский. Духовный руководитель американской иешивы «Лейквуд» рав Матитьягу Соломон вспоминал эти слова, когда вернулся из поездки по странам СНГ. Выступая перед преподавателями Торы, он заключил: «Чтобы преодолеть последствия преследований большевиков, бывшие советские евреи должны прежде всего воспитывать в себе щедрость души и заниматься благотворительностью!»…
Выйти из рабства — значит перестать быть рабом!
Обрести свободу — значит свободно творить добро!..
В момент Исхода из Египта Всевышний указал евреям взять у египтян золотые и серебряные сосуды. Это явилось частичной компенсацией их рабского труда. А драгоценные металлы понадобились в дальнейшем и для строительства Мишкана — Храма в Синайской пустыне. Почему же в это время, когда евреи брали золото и серебро у египтян, Моисей был занят исполнением другой заповеди? Перед смертью Иосеф просил евреев, чтобы они похоронили его останки в Стране Израиля. Поэтому Моисей нашел останки Иосефа, и, как сказано: «И взял Моисей кости Иосефа с собой» (Шмот, 13:19). «Мудрый сердцем возьмет заповеди», — мудрецы Талмуда комментировали это место в Торе словами из притчи царя Соломона.
Почему сказано, что «мудрый сердцем «возьмет» заповеди»? Потому что лишь «мудрый сердцем» человек знает: кто помогает другим, уделяет им свое время и оказывает внимание, в действительности «берет» себе! Поэтому сказано о Моисее, что он «взял» кости Иосефа.
Но почему сказано, что Моисей взял кости Иосефа «с собой»? Все материальное, что человек обретает в жизни, он оставляет после себя. Лишь то, что стало частью его души, становится частью вечности. Доброе дело (забота об останках Иосефа) Моисей действительно «взял с собой» — в мир грядущий! — утверждает книга «Зогар».
Впрочем, слово «кость» — «эцем» на иврите переводится как «суть». Моисей взял из Египта не только кости Иосефа, но и его духовную суть. Борющимся за свое освобождение евреям было важно помнить о том, что и Иосеф пережил страдания рабства и, сохранив веру, добился свободы! Более того, Иосеф сумел преодолеть зависть и ненависть братьев и добиться единства в семье. Тора называет Иосефа цадиком, потому что он спас Египет от голодной смерти, и, простив своих братьев, содержал и кормил всю семью…
Наша недельная глава начинается словами, с которыми Всевышний обращается к Моисею: «Скажи евреям, чтобы взяли пожертвования».
Но почему Тора указывает «взять», а не «дать» пожертвования? Мудрецы Талмуда иллюстрируют это следующим рассказом. «В Иерусалиме жил еврей, который получил наследство и начал щедро делиться с нуждающимися. К нему пришел знакомый с упреком: «Твои предки собирали богатства, а ты раздаешь их другим». «Они собирали богатства для других, а я беру их себе!», ведь сказано в Торе: «Возьмите пожертвования!»
Накопленное не возьмешь с собой. После смерти человека становится очевидно: все, что он брал себе, он передал в наследство другим. И лишь то, что отдал другим, в действительности взял с собой!
Впрочем, речь идет не только о мире грядущем, также и в этой жизни тот, кто делится, жертвует для других, возвышает таким образом свою душу. Слово «пожертвование» — «трума» происходит от корня «рам» — возвышенный. Пожертвования возвышают, облагораживают дающего, ибо в духовном смысле он «берет». Как сказано: «Возьмите пожертвования»!