Часть II
Для дальнейшего разговора необходимо понять, что Шарон полностью отдаёт себе отчёт в том, что о мире с арабами в обозримом будущем не может быть и речи. В качестве доказательства достаточно привести его слова из интервью с Ари Шавитом 13 апреля 2001 года, когда он сказал: «Окончание конфликта придёт только тогда, когда арабский мир признает врождённое право еврейского народа на создание независимого еврейского государства на Ближнем Востоке. А такое признание ещё не наступило. Даже соглашения, которые мы подписали и которым я придаю большое значение, содержат лишь формальное признание. Настоящего признания права евреев иметь здесь государство не было».
Прошло ещё два с половиной года, и Шарон вновь однозначно дал понять, что мир с арабами невозможен. Выступая 27 октября в Иерусалиме перед членами европейского парламента, он сказал: «Фундамент для прочного и длительного мира будет заложен только тогда, когда наши соседи смирятся с врождённым правом еврейского народа иметь независимое государство на родине своих предков».
Но если Шарон знает, что разговор о мире — пустая фантазия, то для чего он заговорил об одностороннем отступлении? Почему завёл речь о трансфере евреев, зная, что уничтожение Ямита до сих пор лежит несмываемым пятном на его совести? Ведь он уже однажды каялся, признавая свою вину в выселении евреев. Предположить, что Шарон вдруг полностью утратил всю боевитoсть и решил добровольно отказаться от заслуженного на протяжении многих лет звания главного апологета поселений, представляется, мягко говоря, сомнительным.
Один из самых прозорливых американских ближневосточных экспертов, профессор Даниэль Пайпс, напрямую написал в статье «Шарон – пораженец?», опубликованной 24 декабря газетой “The Jerusalem Post”: «Я скептически отношусь к тому, что Шарон действительно имеет в виду то, что говорит. Это слишком контрастирует и вступает в противоречие с его известными взглядами, касающимися, например, необходимости Израиля контролировать Западный берег. … Шарон — изощрённый политик, знающий, когда необходимо согнуться, обрисовал план, который, я думаю, он имеет мало желания выполнять».
Но зачем же тогда Шарон это говорит? Давайте присмотримся к его словам в Герцлии повнимательнее. Как стало уже традицией, Шарон первым делом бьёт челом перед президентом Бушем, божится и клянётся, что хочет следовать по пути, проложенному его мудрой речью. «Семь месяцев тому назад моё правительство утвердило “Дорожную карту” к миру, основывающуюся на речи президента Буша, произнесённой в июне 2002 года. Это — сбалансированная программа для поэтапного прогресса к миру… . Полное и искреннее выполнение программы – лучший путь к достижению настоящего мира».
Рассказав далее, что он собирается «отделяться» в одностороннем порядке, Шарон тут же подчёркивает, что это «отделение» мгновенно пойдёт побоку, как только арабы согласятся пойти по пути “Дорожной карты”. Достаточно быть очень посредственным стратегом и лишь следовать элементарной логике, чтобы понять, что подобное «гениальное» решение не имеет никакого смысла. Ведь в переводе на язык житейской ситуации Шарон фактически говорит: «Вы – убийцы, мечтающие забрать у меня, по крайней мере, половину дома. Я не буду с вами вести об этом разговор, пока не прекратите убивать. Но раз вы продолжаете убивать, то я отдам четверть дома, выселив оттуда членов моей семьи. Буду жить в тесноте и ждать, пока вы перестанете убивать. А когда вы прекратите убивать, то я вам отдам вторую часть дома, которую вы хотите у меня забрать».
Ожидать, что отдача «части дома» станет стимулом для прекращения убийств, более чем глупо. Особенно с учётом четкого заявления Шарона, что это отступление не повлияет на политические решения и является просто временным: «Я хочу подчеркнуть, что “План разъединения” — мера, относящаяся к безопасности, а не к разряду политических. Шаги, которые мы предпримем, не изменят политической реальности между Израилем и палестинцами и не станут препятствием для возможности возвращения на путь внедрения “Дорожной карты”».
Обратим внимание и на то, что лишь абсолютно наивный человек может не понимать, что если лидер “Ликуда” отдаст команду на выселение евреев, предусмотренное “Планом разъединения”, то и без того существующий в Израиле раскол между группами граждан примет гораздо более гротескные формы. А Шарон, как он сам сказал в Герцлии, очень печётся о единстве народа: «Мы должны сохранять единство даже в трудных спорах между собой. … Я верю, что этот путь единства должен быть продолжен сегодня».
Кроме того, Шарон не может не знать, что, в отличие от Ямита, процесс выселения евреев с насиженных мест будет несравненно сложнее и полон всяких юридических проволочек. Об этом откровенно поделился 18 декабря со слушателями израильского радио комментатор по вопросам права Моше Негби.
«Это очень и очень длительный правовой процесс. Давайте вспомним, что эвакуация городов в Синае заняла примерно пять лет. Сейчас ситуация намного сложнее. Прежде всего, несмотря на то, что еврейские жители живут на территориях, находящихся под военным управлением, как и проживающие там палестинцы, правовой статус евреев намного лучше по двум причинам. Во-первых, они израильские граждане, обладающие такими же правами, как все остальные израильские граждане. Во-вторых, и кнессет, и военная администрация ввели для них в силу многие законы, не распространяющиеся, конечно, на палестинцев.
Наиболее важное и релевантное право, которым они обладают, — это право на собственность, являющееся теперь неотъемлемой частью Основного Закона от 1992 года, в отличие от ситуации на Синае, имевшей место в 1982 году. Совершенно очевидно, что, если вы оторвёте человека от его дома и заберёте его дом и, возможно, его поля (и его теплицы и т. д.), вы упраздняете это его право. Чтобы сделать такое, необходимо специальное законодательство, поддержанное большинством, то есть 61 членом кнессета. Конечно же, с соответствующей материальной компенсацией, при условии, что государство не намерено вести отдельные переговоры с каждым отдельным индивидуумом.
… Мы можем ожидать очень длительные правовые споры. Поэтому полагаю, что, если государство будет настаивать на эвакуации евреев, оно должно будет, как и в случае Ямита, провести через кнессет всеобъемлющий закон, охватывающий и вопрос компенсации. Но опять же, так как теперь у нас имеется Основной Закон о достоинстве человека и о праве человека на его собственность, потребуется специальное большинство в 61 голос»*.
Даже если такой закон будет принят, как сказал Негби, «в отличие от 1982 года, его можно будет оспаривать в Верховном Суде. Любой закон может оспариваться в Верховном суде. Это очень длительный процесс». Негби также отметил, что даже в поселениях, построенных в Иудее, Самарии и Газе, в целях безопасности на земле, принадлежащей государству, у жителей есть основное право “защищенных съёмщиков”, «а мы знаем, что выселить из его дома “защищенного съёмщика” наиболее сложный правовой процесс».*
Так выходит, что Шарон совершенно оторван от реальности? И всё, что он преследовал своей речью, было ещё раз потянуть волынку? Как объяснил журналист Зев Хaфец, он уверен, что самые главные слова в речи Шарона относятся к сроку, когда тот намерен начать «отделяться» от арабов – «через несколько месяцев». Хафец пишет: «Шарон знает, что несколько месяцев могут превратиться в вечность».
Но если Хaфец прав, то всё ещё более странно. Особенно с учётом заявлений Шарона, что он готов осуществить трансфер евреев. Чтобы «тянуть волынку», он мог отыскать тему и пoпроще, а не такую, которая лишь усиливает внутренний раскол в стране.
Так в чём же тогда дело? Возможно, ответ кроется в одном предложении из его речи, несущем в себе определённую двусмысленность. Шарон сказал: «В зависимости от обстоятельств, возможно, что части “Плана разъединения”, имеющие своей целью обеспечение максимальной безопасности для граждан Израиля, будут осуществляться одновременно с попытками внедрения “Дoрожной карты”».
С учётом уже разобранных сложностей с трансфером евреев было бы очень интересно знать, на что намекает Шарон своим «будут осуществляться одновременно». С учётом того, что «евреев надо будет переселять», напрашивается предположение, что эта фраза может быть зелёным светом для разворачивания дополнительного строительства в тех поселениях, про которые Шарон сказал, что «Израиль усилит свой контроль над теми частями Земли Израиля, которые будут составлять единое целое с Государством Израиль в любом будущем соглашении».
Заметим сразу, что слова Шарона о том, что в существующих поселениях «не будет вестись строительство за пределами существующей линии застройки», скорее всего, простой камуфляж. Кто и когда видел эту линию из тех, для успокоения которых эти слова произносились? Её ведь никто никогда не определял. Можно усиленно строить в поселениях, утверждая, что это делается «в пределах существующей линии застройки».
Ну а теперь пора вернуться к теме трансфера арабов, с которой я начал повествование. Давайте представим на миг, что то, о чём говорил Шарон в Герцлии, будет претворено им в жизнь. Израиль расположит своих солдат не вдоль «зелёной черты», по которой проходит “Забор безопасности”, имеющий массу недостатков, но, тем не менее способствующий снижению террора, а вдоль, назовём её, «линии Шарона», которая добавляет в актив Израиля не менее 60% земель Иудеи, Самарии и полосы Газы. На этой территории Израиль «укрепляется» в ожидании того момента, когда палестинские арабы пойдут по пути “Дорожной карты”.
Шарон уже в который раз разъяснил, что он под этим понимает. «Концепция, положенная в основу этого плана, заключается в том, что только безопасность приведёт к миру. Именно в такой последовательности. Без достижения полной безопасности, в рамках которой террористические организации будут ликвидированы, невозможно достичь настоящего мира, мира на поколения. В этом суть “Дорожной карты”.
Другими словами, Шарон вновь даёт понять, что для него главной зацепкой, из-за которой он ухватился мёртвой хваткой за “Дорожную карту”, является её поэтапность. И значит, пока арабами не будет выполнен первый этап, то есть уничтожены арабские террористические группы, прекращена пропаганда антисемитизма в средствах массовой информации и в школах и т. п., что совершено не представляется реальным, Израиль в рамках “Дорожной карты”, кроме произнесения «правильных слов», делать ничего не намерен.
Итак, мировое сообщество постепенно начинает вести разговоры не о «зелёной черте», а о «линии Шарона», которая по сути станет элементом процесса ползучей аннексии 60% земель Иудеи, Самарии и Газы. Процесс будет медленным, так как «трансфер евреев» затянется из-за обжалования в судах, и самое главное, сопровождаться ростом еврейского самосознания. Если даже сегодня, когда возникла угроза выселения евреев Нецарима и Мигрона, несколько тысяч человек вспомнили, что они евреи, то есть приехали продемонстрировать солидарность с жителями этих населённых пунктов, то когда, не дай Б-г, масштабы грозящего выселения евреев станут больше, национальному лагерю ничего не останется, как, отбросив меркантильность и политическую корректность, повести борьбу за национальные еврейские интересы, пробуждая в евреях еврейство.
Речь Шарона в Герцлии прозвучала тогда, когда евреи всего мира читали главу Торы «Ваешев» (И поселились…). Арье Барац в своём обсуждении этой главы напоминает, что «в трактате Сангедрин (106.а) отмечается, что выражение “и поселился” всегда предвосхищает бедствия». Как бы следует наказание за расслабление и бездеятельность, за подсознательную готовность прекратить действовать, за желание передохнуть. Барац пишет, что таким «ваешев» для Израиля стала победа в войне 1967 года. Когда часть населения «ваешев» на землях Иудеи, Самарии и Газы и посчитала, что дело сделано, и созревший плод сам свалится с дерева. А вторая часть населения «ваешев» в самом Израиле, полагая, что дело в шляпе, Израиль благородным жестом отдаст арабам Иудею, Самарию и полосу Газы, и те сразу за это признают и полюбят еврейское государство и возжелают жить с ним в мире.
Угроза трансфера евреев с еврейской земли не может не поднять самосознания евреев. Не может не стать тем допингом, который добавит сил национальному лагерю для ведения борьбы за еврейскую землю. И идея трансфера арабов имеет к этому самое непосредственное отношение. Во-первых, разговор о трансфере евреев автоматически снимет табу с разговоров о трансфере арабов. Ведь если можно выселять евреев, то и арабов тоже можно. Представители национального лагеря совершат непростительную ошибку, если не сделают эту тему главной темой, обсуждаемой в Израиле.
А когда это произойдёт, с кристальной ясностью станет очевидна вся несостоятельность намерений создания арабского государства в Иудее, Самарии и Газе. Ни у кого не останется сомнений в том, что раз оно совершенно нежизнеспособно на жалких 2 тысячах квадратных миль земли (вся площадь Иудеи, Самарии и Газы), то тем более будет нежизнеспособно на 42% этой крошечной территории.
Найдётся немало читающих эти строки, готовых безапелляционно заявить, что всё сказанное автором – чистейшей воды фантазия. Мы не станем спорить, а лишь посоветуем задуматься о верности толкования нашими мудрецами словосочетания «Ваешев». Может быть, мы действительно слишком рано поверили, что можно опустить щит и меч и почивать на лаврах? За еврейское государство надо бороться. Шарон не зря завершил свою речь в Герцлии словами Давида Бен-Гуриона: «Сегодня у нас есть лишь одна цель – строить Государство Израиля с любовью и верой».
* Arutz Sheva News Service. Tuesday, Dec. 23, 2003 /Kislev 28, 5764.
htpp://www.IsraelNationalNews.com