В истории шахмат с именем Михаила Ботвинника связана целая эпоха. Он первым утвердил приоритет советской шахматной школы в мировых шахматах и вывел её на мировую арену. Его игру отличали глубокие стратегические замыслы, неожиданные тактические удары, постоянное стремление к инициативе, к созданию цельных партий. Он также первым уделил особое внимание вопросам тренировки шахматистов, создал свой метод подготовки к соревнованиям. Внёс ценный вклад в теорию многих дебютов, обогатил теорию эндшпиля глубоким анализом, считался лучшим шахматным аналитиком.
Окончание.
Начало в № 872
Как-то внезапно наступил перелом, связанный со сменой поколений. Ещё совсем недавно имевшийся огромный перевес Михаила Ботвинника над соперниками канул в Лету. В матчах на первенство мира он сражался с редким упорством и мужеством, но едва не проиграл Давиду Бронштейну матч в 1951 году, свёл вничью поединок с Василием Смысловым в 1954 году, проиграл ему же матч в 1957 году (Василий Смыслов стал седьмым чемпионом мира), но вернул себе утраченную корону, выиграв у него матч-реванш в следующем, 1958 году.
Через два года, в 1960 году, состоялась наиболее драматичная дуэль между лидерами шахматных поколений — 49-летним Михаилом Ботвинником и 24-летним Михаилом Талем. Шахматному патриарху противостоял ярчайший шахматный метеорит. В своём романтическом стиле блестящую победу одержал Михаил Таль — 12,5:8,5 (восьмой чемпион мира).
Однако методичный Михаил Ботвинник смог проанализировать все сыгранные в матче партии, извлечь уроки из своих ошибок и промахов как в стратегическом, так и в тактическом плане, что позволило ему в состоявшемся в 1961 году матче-реванше с убедительным счётом, 12,5:8,5, победить Михаила Таля и вернуть себе шахматную корону.
Последний матч на первенство мира Михаил Ботвинник сыграл в 1963 году с претендентом Тиграном Петросяном. Соревнование протекало в труднейшей стратегической и тактической борьбе, в которой чемпион мира так и не смог пробить «железного» Тиграна Петросяна, придерживавшегося сугубо оборонительной тактики ведения игры. Матч закончился с явным преимуществом Петросяна со счётом 12,5:9,5. Победив в матче, Тигран Петросян стал девятым чемпионом мира.
На игре Михаила Ботвинника сказывались возраст и некоторая «шахматная» усталость. Да к тому же ФИДЕ под давлением советской шахматной федерации, будучи уверенной в победе претендента, отменила матчи-реванши, заподозрив Михаила Ботвинника в некоторых манипуляциях.
Так за выигрыш матча ФИДЕ выплачивала чемпиону мира из кармана страны 15 тыс. долларов, а за проигрыш — 10 тыс. долларов.
Итак, для экс-чемпиона мира Михаила Ботвинника закончилась матчевая эпопея. Возможно, что этот грустный, но неизбежный финал принёс ему некоторое облегчение с большой долей разочарования.
Вплоть до 1967 года Михаил Ботвинник с успехом продолжал выступать в самых престижных супертурнирах. Ещё дважды он побеждал в турнирах: 1-е место в Амстердаме (1963 и 1966), Нордвейке (1965), Гастингсе (1966-1967); 1-2-е места в Бевервейке (1969); 2-3-е места в Пальме-дель-Мальорке (о. Мальорка, 1967); 2-е место в Монте-Карло (1968); 3-4-е места в Лейдене (1970). Это был последний турнир Михаила Ботвинника.
И завершающим выступлением было участие Михаила Ботвинника в матче века СССР — остальной мир (1970). Итак, завершилась эпоха Михаила Ботвинника в мировых шахматах.
Но из шахмат он не ушёл. В поисках одарённых шахматистов Михаил Ботвинник открывает шахматную школу, в которой занимались Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Артур Юсупов, Лев Псахис и многие другие таланты, получившие впоследствии мировую известность, а двое стали чемпионами мира.
Своих достижений в шахматах и науке Михаил Ботвинник добился не только благодаря огромному таланту и целеустремлённости, но и благодаря неукротимой воле в достижении намеченной цели, исключительной работоспособности и строжайшей самодисциплине, способности мобилизовать себя в нужное время, исключительному видению тонкостей и нюансов шахматных позиций, умению находить усиление в их реализации.
Ему было свойственно соблюдение до мелочей раз и навсегда установленного распорядка, включая отведенное время на аналитику шахмат, занятия наукой, общественную работу, активный отдых и приём гостей.
Его организм был приучен к огромным умственным и физическим нагрузкам.
Всего в соревнованиях Михаил Ботвинник сыграл 1202 партии, из которых выиграл — 610, проиграл — 139 и свёл вничью — 453, набрав почти 70 % очков! Удивительный результат!
Лондонская газета «Таймс» в своё время, отдавая должное Михаилу Ботвиннику, писала: «Сейчас в мире есть крупные мастера шахматной игры, подобные Михаилу Ботвиннику, но, безусловно, никто не может с ним сравниться в боевом духе. Дважды выиграть в матч-реваншах (имеются в виду Василий Смыслов и Михаил Таль — Б. С.) и дважды с блеском переигрывать своих оппонентов — более молодых и более агрессивных — такого не знал шахматный мир».
В заключение следует отметить, что характер у Михаила Ботвинника был сложным. Привыкший говорить с высоты своего положения прямолинейно, взвешенно и аргументированно то, что думает, он часто вызывал неприязнь и раздражение у аудитории. Но он был личностью, и это признавали все — и друзья, и недруги. Последние особенно тратили массу желчи, стараясь отметить негативные стороны характера Михаила Ботвинника и его независимое поведение в обществе.
Его шахматные успехи стали гордостью и славой Советского Союза. Именно Михаил Ботвинник вывел советскую шахматную школу в лидеры мировых шахмат, о чём громко и не уставая трубила коммунистическая пропаганда.
Он был человеком старой закалки, но, как и многим представителям советской интеллигенции, мировоззрение которых формировалось в 30-е годы прошлого столетия, ему всё же пришлось расстаться с некоторыми иллюзиями.
Олицетворяя советскую действительность, Михаил Ботвинник пользовался расположением властей на самом высоком уровне. Так, например, когда он задумал получить участок земли на самом престижном месте — на Николиной горе (Москва), где отдыхала вся правительственная элита и знатная интеллигенция, он обратился к самому Лаврентию Берии, курировавшему этот район вблизи Москвы-реки. Но получил отказ. Тогда Михаил Ботвинник по «вертушке» из кабинета заместителя председателя комитета по физкультуре и спорту Дмитрия Постникова обратился к Георгию Маленкову со своей просьбой о выделении ему участка на Николиной горе. И Маленков вскоре прислал в комитет телеграмму за подписью Сталина о выделении участка земли. Во времена «Дела врачей» Ботвинник вместе с писателем Вениамином Кавериным и певцом Марком Рейзеном отказался подписать подмётное письмо о депортации советских евреев в Сибирь и на Дальний Восток и публичной казни врачей. И именно он в 1976 году не подписал письмо кампании против «невозвращенца» Виктора Корчного.
Тем не менее, Ботвинник верил и не изменял коммунистическим идеалам до конца своих дней. Но под воздействием тяжелых обстоятельств, творимых Сталиным, ему всё же пришлось расстаться с некоторыми иллюзиями. Своё жизненное кредо Михаил Ботвинник сформулировал в одном из последних своих интервью английскому ежемесячному шахматному журналу Chess Monthly, в котором он в частности сказал: «… Я никогда не встречался со Сталиным лично, однако верил в него, связывая с его именем многие успехи политики,, науки, экономики. Массовые репрессии 1937 — 1938 гг. меня не коснулись, и только в 1952 году, когда началось «Дело врачей», я перестал верить в Сталина».
Михаил Ботвинник прожил долгую жизнь, внёс колоссальный вклад в то, чтобы шахматы стали неотъемлемым элементом общечеловеческой культуры. Вклад, который он внёс в сокровищницу шахматного искусства, благодарные потомки будут хранить вечно.
Умер Михаил Ботвинник в Москве 5 мая 1995 года.
Был ли счастлив Михаил Ботвинник в личной жизни? Он был женат на балерине Большого театра Гаянэ Анановой, которая родила ему дочь Ольгу. Гаянэ рано оставила сцену. Страдая психическим расстройством, она требовала к себе повышенного внимания со стороны супруга. После смерти родителей дочь Ольга покинула Москву и переехала жить в Израиль со своим семейством…
Став патриархом советских шахмат, Михаил Ботвинник разработал чёткую, ясную и практически обоснованную систему соревнований по выявлению претендента на матч с чемпионом мира по шахматам. Она сводилась к тому, что чемпионаты стран, в которых проводились первенства, входили в зональные страны и их победители в количестве трёх сильнейших входили в состав межзонального турнира. Победитель этого турнира являлся претендентом на матч с чемпионом мира.
По этой системе (регламенту) Михаил Ботвинник сыграл матчи с Давидом Бронштейном, Василием Смысловым (включая матч-реванш), Михаилом Талем и Тиграном Петросяном.
В разработанной им системе выявления претендента, принятой конгрессом ФИДЕ в 1947 году, было предусмотрено, что в случае ничейного результата матча, чемпион мира сохраняет своё звание, а в случае проигрыша матча — экс-чемпион мира имеет право на матч-реванш. Цикл розыгрыша первенства мира определён в три года. В это время проводятся все отборочные претендентские соревнования.
Система Михаила Ботвинника с некоторыми усовершенствованиями просуществовала до 1995 года — когда президентом ФИДЕ стал Кирсан Илюмжинов. По мнению большинства специалистов и любителей шахмат, его «творческая деятельность» ввергла шахматный мир в полнейший хаос. Он разрушил чёткую систему Михаила Ботвинника и до сих пор не создал свою. Остаётся надеяться на его скорейшую замену. Но сделать это в обозримом будущем в такой коррумпированной организации, как ФИДЕ, невозможно.
Можно с уверенностью утверждать, что не будь выдающегося Михаила Моисеевича Ботвинника, не будь его исключительной шахматной харизмы, советская шахматная школа не добилась бы таких поразительных и важных побед на мировой арене, не дала бы миру столько выдающихся шахматистов, включая семь чемпионов мира, из которых 13-й — Гарри Каспаров — гений шахмат.
Великие таланты и гении творят историю и остаются в её летописи, они обогащают шахматную сокровищницу. Таким остался Михаил Ботвинник в памяти людей всего мира.
О себе он коротко сказал так: «По происхождению я — еврей, по культуре — русский, а по воспитанию — советский».
Очень хорошая статья.
Спасибо
Статья хорошая, личность Ботвинника описана достаточно верно.
Но есть некоторые ошибки. Претендантом становился победитель турнира претендентов, а не победитель межзонального турнира. Победители межзонального турнира получали доступ в турнир претендентов. Есть и явная ложь и навет: . . .коррумпированной организации, как ФИДЕ, . Откуда автор это взял, он что , кому-то давал взятки в ФИДЕ. Или что, за взятку можно стать чемпионом мира, Пишет автор явную ложь и бред.