Продолжение.
Начало в № 872
Советская Федерация не имела оснований претендовать на матч на первенство мира с Александром Алёхиным и вести с ним переговоры. К тому же в 1939 году в Европе уже пожар войны. Но была распространена информация, что поскольку сам Алёхин с женой Грейс Висхор, американкой, находился в США, то будто бы вести переговоры с Алёхиным было доверено Сало Флору. Но это была советская пропаганда. Сало Флор в 1938 году уже имел договор с Александром Алёхиным на матч на первенство мира, а так как в 1939 году он бежал из Чехословакии в Советский Союз, то ему было не до дипломатической миссии. Да и где искать в охваченной войной Европе чемпиона Алёхина. Отсюда следует, что все эти домыслы о переговорах Алёхина с Михаилом Ботвинником — не более чем попытка выдать желаемое за действительное.
Но время шло. Закончилась кровопролитная война, в Европе начиналась мирная жизнь. Прогрессивная печать Запада и Соединённых Штатов Америки сурово и беспощадно клеймила коллаборационистов. Во Франции за своё сотрудничество с оккупационными войсками чемпион мира Александр Алёхин подвергся суровой обструкции, заставившей его в конце 1945 года бежать в португальский рыбацкий посёлок Эшторил, где 24 марта 1946 года он внезапно скончался.
(По поводу внезапной смерти Александра Алёхина существует несколько версий, в том числе версия о его насильственной смерти, о чём рассказывается в эпилоге данной статьи — Б. С.).
После длительных дискуссий в Старом и Новом Свете было принято предложение Советского Союза, тщательно разработанное Михаилом Ботвинником.
После смерти Александра Алёхина Советский Союз вступил в Международную шахматную федерацию (ФИДЕ), внёс ощутимый денежный взнос и предложил президенту Александру Рюзбу взять на себя инициативу под эгидой ФИДЕ организовать соревнование на первенство мира, положив в основу систему, предложенную советской делегацией. Система заключалась в том, что организуется матч-турнир из пяти сильнейших шахматистов мира, которые по регламенту сыграют по пять партий друг с другом, и набравший больше всех очков будет объявлен чемпионом мира по шахматам.
Из сильнейших шахматистов мира были приглашены Пауль Керес, Ройбейн Файн, Михаил Ботвинник, Макс Эйве (все участники упомянутого выше АВРО-турнира) и Василий Смыслов. Однако американец Ройбейн Файн отказался от участия в турнире под предлогом, что если в соревновании участвуют трое советских шахматистов, то одному американцу никак не выйти победителем и стать чемпионом мира. И тогда вместо него в матч-турнир был включён другой выдающийся американский гроссмейстер Сэмюэль Решевский, также участник АВРО-турнира.
Матч-турнир проходил в начале 1948 года в Гааге в два круга и завершился в Москве, где были сыграны оставшиеся три круга. Матч закончился победой Михаила Ботвинника, который завоевал звание чемпиона, опередив второго призёра Василия Смыслова на три очка. После этого важного события лидерство в мировых шахматах надолго перешло к советским шахматистам.
Это был триумф Михаила Ботвинника, который впервые принёс шахматную корону в Советский Союз, отобрав её в сражении с зарубежными шахматистами — до этого чемпионами мира были Вильгельм Стейниц, Эмануил Ласкер, Хосе Рауль Капабланка и Александр Алёхин.
Новому чемпиону мира по шахматам Михаилу Ботвиннику было 37 лет, когда в Колонном зале Дома Союзов, в присутствии переполненного зала преданных поклонников нового чемпиона мира президент ФИДЕ надел на сияющего от счастья Михаила Ботвинника лавровый венок с красной широкой лентой, на которой золотыми буквами было написано: «Чемпион мира по шахматам Михаил Ботвинник!»
Интересно отметить ряд неординарных эпизодов, произошедших на этом матче-турнире. Перед началом журналист брал интервью у участников. Пауль Керес ответил, что прибыл на это состязание, чтобы выйти победителем. А Михаил Ботвинник ответил, что победит сильнейший.
И ещё. В первом туре в Москве Ботвинник проиграл первую партию американцу Сэмюэлю Решевскому, за что тут же был вызван на ковёр на Старую площадь к Георгию Маленкову, который задал категорический вопрос: «Как это могло быть, что вы проиграли партию американцу Решевскому, и сможете ли вы выиграть у него остальные партии?» «Смогу», — ответил Ботвинник и выиграл оставшиеся две партии.
Приведём результаты этого матч-турнира: Михаил Ботвинник — 14 очков из 20 сыгранных партий; Василий Смыслов — 11 из 20; Пауль Керес — 10,5; Сэмюэль Решевский — 10,5; Макс Эйве — 4.
Первый чемпион мира страны советов Михаил Ботвинник тут же рапортовал о своей победе товарищу Сталину.
Став чемпионом мира и фактически осуществив свою заветную мечту и желание высшей государственной власти страны, Михаил Ботвинник занялся докторской диссертацией, которую успешно впоследствии защитил по специальности «Передача токов высокого напряжения на дальние дистанции».
К своему чемпионскому званию он добавил учёную степень доктора технических наук. В кабинете директора НИИ, в котором работал Михаил Ботвинник, он случайно стал свидетелем того, как тот отчитывал молодого учёного: «Почему ты до сих пор не подготовил и не защитил докторскую диссертацию? Вот видишь, чемпион мира по шахматам Михаил Ботвинник смог защитить докторскую диссертацию, а ты?» На что тот ответил: «Конечно, чемпион мира по шахматам может стать доктором технических наук, а не имея звания чемпиона мира, это сделать труднее, а подчас и невозможно. Отношение не то!»
Учёная степень доктора технических наук на три года отключила его от шахматной жизни, что серьёзно отразилось на подготовке к предстоящему матчу с Давидом Бронштейном на первенство мира 1951 года.
Перед матчем большинство специалистов и поклонников Михаила Ботвинника полагали, что он легко «положит на лопатки» претендента на высочайшее шахматное звание. Но на самом деле Давид Бронштейн был блестяще подготовлен к поединку с чемпионом мира. Как оказалось, на спортивной форме Михаила Ботвинника сказался длительный перерыв в игровой практике из-за занятости наукой.
Матч начался победой Давида Бронштейна в пятой партии после короткой серии ничьих. Затем Ботвинник одержал две победы подряд в 6-й и 7-й партиях. На финише матча Бронштейн совершил отчаянный рывок, выиграв 21-ю и 22-ю партии, опередив чемпиона мира на одно очко. А по регламенту матча играли 24 партии на большинство набранных очков. Оставались две финальные партии, счёт матча 11,5:10,5 в пользу Давида Бронштейна. И здесь полностью проявился характер Михаила Ботвинника. Играя белыми фигурами, он всё-таки одержал очень важную победу и сравнял счёт — 11,5:11,5.
Предстояла последняя 24-я партия, и ему играть чёрными. Как выстоять и сделать ничью? Ведь при ничейном счёте Ботвинник сохранял за собой чемпионский титул. В упорной титанической борьбе Михаил Ботвинник всё же свёл эту партию к ничьей, несмотря на все попытки Давида Бронштейна осложнить борьбу. Итак, ничья, счёт становится 12,5:12,5, и Михаил Ботвинник сохранил за собой звание чемпиона мира и во второй раз был увенчан лавровым венком в Колонном зале Дома Союзов.
Следующий, второй матч на мировое первенство с претендентом Василием Смысловым в 1954 году, также закончившийся ничьей 12:12, отчётливо показал, что чемпион мира Михаил Ботвинник является сильнейшим среди равных.
Период с 1951 по 1963 годы стал, пожалуй, самым трудным в его шахматной карьере. В поистине титанической борьбе пришлось выдержать яростные атаки ярких представителей нового поколения советских гроссмейстеров. Все они были очень талантливы и жаждали заполучить шахматную корону из рук самого патриарха шахмат.
Окончание следует