Возвращение на родину

Окончание.

Начало в № 871

В общине выросло уже второе поколение молодых людей, и их решимость и желание стать евреями, то есть пройти гиюр, были не меньшими, чем у их отцов. Иегошуа Вильнуэва, сын Сегундо, прожив несколько лет в еврейской общине в Лиме, в совершенстве изучил иврит. Он уже ничем не отличался от религиозных евреев, живущих от Лимы до Иерусалима. Иегошуа Вильнуэва научился читать молитвы, накладывать тфиллин и укреплять мезузы на дверных косяках. Он знал все галахические предписания и обучил им сначала своих близких, а затем и остальных членов общины.

Израильские раввины, между тем, с некоторым сомнением относились к идее перевода «еврействующих перуанцев» в иудаизм. Предприятие это казалось оправданным, с точки зрения религиозной, но рискованным, с точки зрения государственной. Сомнения раввинов сводились к одному простому и совершенно не связанному с религией вопросу: не последуют ли примеру семей Вильнуэва и Виктора Чико с их несколькими сотнями приверженцев десятки тысяч индейцев Латинской Америки, движимых желанием спастись от нищеты, перебравшись в государство относительного социального благополучия, — в Израиль?

Решающую роль в судьбе перуанцев сыграл израильский раввин Авигайль, с почти фанатичным упорством собиравший в Эрец Исраэль «потерянные колена» еврейского народа. Практически в одиночку он сдвинул гору сомнений, бюрократизма и косности, возведенную совместными усилиями религиозного истеблишмента и чиновников.

Летом 1988 года в Перу вылетела группа раввинов для изучения, как они сами определили, «образа жизни общины» и рассмотрения вопроса об их гиюре. Трудно сказать, к каким выводам они пришли бы, не будь в Перу столь же неистового поклонника перуанцев, как Авигайль в Израиле. Раввин Авраам Бен-Шломо сделал все, чтобы привлечь на сторону Бней-Моше духовных лидеров еврейской общины Лимы, и преуспел в этом. Когда ему на подмогу в Перу прибыл раввин Авигайль, сомнения израильского религиозного духовенства были рассеяны окончательно. С личного согласия главного раввина Израиля Мордехая Элиягу первые одиннадцать семей перуанцев, всего 58 человек, прошли гиюр и спустя несколько месяцев приехали в Израиль. Поселение Алон-Море было сочтено израильскими властями оптимальным для Бней-Моше (Сынов Моисея) из Перу из-за климатических условий и удаленности от больших прибрежных городов, которые «инки» недолюбливали.

И хотя начало новой жизни на Земле Обетованной было трудным, никто из «Сынов Моисея» не выразил желания вернуться. Даже тех, кто после десяти лет жизни в Израиле навестил бывшую родину, было немного.

А ведь если бы не настрой перуанских евреев, они, возможно, почувствовали бы себя разочарованными и обиженными. Помощь, которую им оказали, была символической — деньги на элементарную утварь, мебель из вторых рук и поношенная одежда. Вскоре после прибытия семьям репатриантов пришлось платить за все самим. В условиях временных заработков это было непросто. Многие влезли в долги и смогли встать на ноги лишь спустя пять-шесть лет после репатриации. Но теперь это еврейские граждане Израиля.

С лета 2005 года сотни индейцев переселились из джунглей Южной Америки в Израиль и обрели новый дом в городе Рамле. История евреев на берегах Амазонки началась более 150 лет назад, когда еврейские торговцы — эмигранты из Марокко — приехали в поисках новых промышленных перспектив.

Полтора века назад, когда развитие мировой резиновой промышленности только начиналось, несколько марокканских евреев — торговцев резиной — приехали в Южную Америку. Приехав в Бразилию, они отправились в Перу, где была возможность выращивать каучуковые деревья. Купцы, обосновавшиеся на новой земле, связали свои судьбы с местными индианками. Так на берегах Амазонки появилась еврейская община.

Еще 20 лет назад в деревне Контмана местные евреи не помнили о своих корнях и не задумывались о происхождении традиций, сохранившихся в нескольких семьях. Как это часто бывает, все изменил случай. «В 1980-е в нашей деревне поселилась еврейская семья Адери. Каждый раз, когда мой отец проходил мимо их магазина, хозяин выходил и говорил: «Здравствуйте, сеньор Мессия». Он узнал в нашей фамилии еврейские корни», — рассказала Келли Мессия, одна из индианок, переехавших в Израиль около трех лет назад.

Со временем Мессия узнали от Адери значение многих традиций, и, несмотря на отсутствие в деревне синагоги, эти два семейства стали соблюдать шаббат. «Внезапно мы начали открывать в себе еврейские корни. Мы метисы: отец моей матери — из Бразилии, а его предки пришли из Испании и могли быть потомками испанских евреев, принужденных обратиться в иную веру, — продолжает Келли. — У моего мужа итальянское имя, и, судя по всему, его предки были итальянскими евреями, так что мы на самом деле вернулись на родину».

Большинство индейцев, переселившихся в Израиль из деревни Контмана, являются потомками семьи Леви, которая много лет жила в этом месте. Сандро Леви уверен, что сегодня в Рамле живут около 150 его родственников. «Мой дедушка приехал в Перу из Марокко в XIX веке, а мать всегда говорила, что в нашей деревне есть и другие еврейские семьи, причем все марокканского происхождения», — отметил он.

«Все хотят знать историю своего происхождения, — говорит 25-летняя Бахи, дочь Келли. — Когда я была маленькой, в нашей семье не затрагивалась тема еврейского происхождения: моя бабушка хранила историю наших корней в тайне. Все в Южной Америке были католиками, и мы не хотели отличаться». Только когда Бахи исполнилось 20, ее семья начала соблюдать некоторые традиции и старалась поддерживать отношения с еврейской общиной Перу. Тогда же возникла мысль о переезде в Израиль.

Еврейская община в Лиме с удивлением восприняла это желание индейцев. Их убеждали, что в их происхождении просто не может быть еврейских корней, а ортодоксальные раввины даже не станут с ними разговаривать. Обращение согласился провести реформистский раввин Бронштейн. Этот шаг положил начало массовому обращению местных жителей, и в 2004 году сюда приехал совет из трех раввинов-реформистов из Чили, Аргентины и Нью-Йорка, который занялся вопросом посвящения желающих в иудаизм.

К 2005 году все обращенные были уже на пути в Израиль. Иммиграция индейцев была дорогостоящим проектом для муниципалитета Рамлы. Городские власти разработали специальную программу поддержки «Родители проекта», чтобы помочь иммигрантам освоиться в Израиле. К каждой семье приставили «родителя», который провел их через все стадии: начиная встречей в аэропорту и поиском места жительства и заканчивая регистрацией детей в школе и покупкой продуктов.

«Они приехали из абсолютно другой культуры, и им нужно время, чтобы привыкнуть ко всему», — сказал Амир Видер, глава Иммиграционного муниципалитета Рамлы.

Единственное, что беспокоит иммигрантов общины, это постоянная уверенность окружающих в том, что они приехали сюда только в поисках материального благополучия. «Мы любим эту страну, — говорит Сандро Леви. — Оба мои брата служат в армии, и мы все работаем. Мы здесь счастливы». «Мы сионисты, — продолжает его мать. — В отличие от первых олим, приехавших сюда и не нашедших ничего, мы обрели здесь все. Конечно, мы счастливы здесь. Это рай».

Теперь вы понимаете, почему израильские индейцы вспоминают город Мачу Пикчу с такой же теплотой, как бруклинские евреи вспоминают Одессу, Крыжополь, Староконстантинов…

Индейцы, принявшие ранее гиюр с помощью израильской организации «Bet Din» и двух местных раввинов, начиная с 1988 по 2001 год, выехали в Израиль. Теперь они полноправные граждане еврейской страны.

Сейчас в трех маленьких городах Перу живут пятьсот индейцев, считающих себя евреями и исповедующими иудаизм. Они утверждают, что были иудеями до середины XVI века, и были обращены в католицизм насильно при завоевании страны испанцами. Пока официально перуанская еврейская община не признала их и не приняла их в свои ряды. Но «новые» или, как они сами считают, «вернувшиеся» к иудаизму индейцы не унывают. Их настойчивость будет вознаграждена.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Виктор Снитковский

Все публикации этого автора