Это рассказ о лицемерии, о конкуренции между могущественными державами, о том, как еще не существующее еврейское государство оказалось в центре этой конкуренции, о заговорах и контрзаговорах, о шпионах и секретных агентах, о тщательно замаскированной тайне, скрывавшей факты в течение пяти десятилетий.
Моей первой реакцией на все это было сомнение. Пришлось обратиться к эксперту — генералу израильской армии, ветерану «Хаганы» (подпольной еврейской армии) и Еврейской бригады Британской армии, который сейчас живет в Лос-Анджелесе. У него превосходные связи и контакты как в разведывательных, так и в политических кругах самого высокого уровня еще с 1940 годов. Он был одним из организаторов вывоза контрабандой переживших Холокост из Европы в британскую Палестину. Между прочим, я, будучи четырнадцатилетним узником Дахау, мог оказаться пассажиром на одном из судов, которыми он командовал.
Я рассказал ему насчет моих сомнений. Он улыбнулся: «Это правда, истинная правда, и я знал об этом тогда, когда это происходило».
15 декабря 1947 года неподалеку от Хайфы около 20 бойцов «Хаганы» захватили британский армейский грузовик. В грузовике находилась тонна документов в восьми запечатанных стальных контейнерах и в 12 мешках дипломатической почты, которые должны были быть переправлены судном в Англию.
Британцы запаниковали. Было опубликовано заявление, утверждавшее, что документы касались только мелких экономических проблем в британском посольстве в Бейруте, но в то же самое время британские власти издали приказ блокировать любую информацию в прессе об инциденте с грузовиком как на английском языке, так и на иврите.
Нет никакого сомнения, что Англия, Франция и Ишув (догосударственная палестинская еврейская община) считали документы из грузовика очень важными. Рассекреченные недавно данные показывают, что нападение было осуществлено в результате информации, полученной «Хаганой» от французской разведки. Немедленно после захвата документов под видом репортера в Тель-Авив прибыл сотрудник французской разведки. В январе 1948 года ведомство Ишува в Париже получило запрос от Франции с требованием, чтобы документы были немедленно переправлены в Париж, а не во французское консульство в Иерусалиме.
Захват грузовика с секретными документами — только один из многих примеров сотрудничества между Францией и Ишувом, которое не ограничивалось лишь тайной иммиграцией евреев и контрабандой оружия через Францию, но также включало борьбу против британской ближневосточной политики и решение Франции поддерживать борьбу евреев против арабов и их британских патронов.
Сотрудничество началось с получения в 1945 году французским президентом Шарлем де Голлем письма от генерала Пола Бейнера, главы французских миссий в Сирии и Ливане. В этом письме говорилось о секретном плане Великобритании создать сильную Сирию, объединив ее с Трансиорданией, Ливаном и Палестиной под британским контролем.
Бейнер убеждал де Голля, что Франция должна поддерживать евреев в создании независимого еврейского государства и таким образом ослабить британскую проарабскую политику, направленную на ослабление французского влияния в регионе. Французскому представителю в Иерусалиме был дан приказ работать в направлении организации будущего сотрудничества, и в результате Бен Гурион и французские официальные лица встретились в Париже и договорились о совместном использовании данных разведки между Францией и Ишувом.
У французской разведки была эффективная агентура в британском посольстве в Бейруте, дававшая Франции доступ к секретным источникам информации из Лондона и от министра иностранных дел в Каире. Французское посольство также имело три отдельных разведывательных агентства, которые собирали данные по всем странам Ближнего Востока, включая имена и коды британских агентов, суммы крупных взяток, полученных арабскими лидерами от британских должностных лиц, а также официальные обещания арабских правительств сотрудничать с Англией. Вся эта секретная британская информация через разведывательные каналы французской разведки была передана Франции и, судя по примечаниям в дневнике Бен Гуриона, переслана «Хагане». Таким образом, руководители Ишува знали о намерениях Англии продолжать стратегию решительного ограничения еврейской иммиграции.
В августе 1945 года, когда Шарль де Голль посетил США, он был тепло встречен еврейскими организациями. Существуют документы, подтверждающие, что во время этого визита де Голль проинформировал президента Трумэна о британской антифранцузской и антисемитской стратегии на Ближнем Востоке, а также о том, что Англия оказывала давление на Саудовскую Аравию сократить поставки нефти в Америку, чтобы заставить США препятствовать еврейской эмиграции в Палестину.
После того как Англия оказала давление на президента Сирии Куватли чтобы он договорился с саудовским королем Абдулом Азизом об ограничении нефтяных поставок в США, если еврейская эмиграция будет продолжаться, саудовский король ответил: «… Я никогда не соглашусь на еврейскую эмиграцию в Палестину… Россия заверила меня, что будет поддерживать нас, если мы будем настаивать… Что касается американцев, то я пригрожу отобрать у них нефтяные концессии, которые я им дал». Копия ответа саудовского короля была добыта французским шпионом.
Трумэн был разъярен, узнав о попытке британцев саботировать американские интересы. А позже в этом же месяце он потребовал, чтобы 100000 европейских евреев разрешили въезд в Палестину.
В середине ноября Бен Гурион встретился с французским министром иностранных дел в Париже. В течение последующих двух лет Париж стал штабом борьбы Бен Гуриона против Англии и за создание еврейского государства.
Сотрудничество между Израилем и Францией росло и включало гарантии существования независимого христианского государства в Ливане, помощь Франции в создании израильской ядерной отрасли, поставках современного оружия, включая самолеты «Фантом», и обучении израильской армии.
Это плодотворное сотрудничество резко оборвалось после Шестидневной войны 1967 года, когда Израиль проигнорировал совет де Голля, не трогать Египет.