Городская еврейская школа в Бруклине

В позапрошлом году много говорили и даже кричали по поводу решения открыть в Бруклине «чартерную» школу с исламским уклоном и пышным названием Международная академия имени Халила Гибрана. Родившийся в Ливане 125 лет назад художник, поэт, писатель, философ и богослов Гибран жил в Нью-Йорке, и его стихи по продаже стоят на третьем месте после Шекспира и Лаоцзы. «Чартерными» у нас называют начальные или средние школы, которые существуют на деньги налогоплательщиков, но освобождены от некоторых требований и правил городских школ, но за это обязаны готовить выпускников, обладающих особыми знаниями, указанными в «хартии» школы, то есть в «чартере». Вот и Международная академия имени Халила Гибрана обязалась учить детей с 6-го по 12-й класс по обычной программе, но делать упор на арабском языке и арабской культуре.

Директором школы назначили учительницу Дебби Альмонтасер, которая родилась в Йемене и прибыла в США трехлетним ребенком. Альмонтасер не скрывала антиизраильских и пропалестинских настроений, за что получала награды от CAIR — Совета по американско-исламским отношениям. Скандал разразился в связи с ответом Дебби Альмонтасер на вопрос репортера New York Post, как она относится к словам «Интифада по-нью-йоркски», напечатанных на майках, которыми торговала организация «Арабские женщины, активные в искусстве и прессе» (Arab Women Active in Art and Media). Директриса Международной академии ответила, что не видит в этой фразе ничего дурного, и вообще слово «интифада» белое и пушистое. После этого New York Post напечалал статью под заголовком «Директор интифады», а чуть позже мэр Блумберг сообщил по радио, что Альмонтасер извинилась за «принижение исторического значения слова «интифада» и подала в отставку. Временным директором «чартерной» школы с арабским уклоном назначили 35-летнюю ортодоксальную еврейку Даниэлу Сальцберг, которая закончила Нью-Йоркский университет и Еврейский университет в Иерусалиме. С января 2008 года директором стала Холли Энн Райхерт, учившаяся в университетах Нью-Йорка, Лондона и Каира. Слово «интифада», заявила Райхерт, означает «конфликт с насилием» и употреблять его на людях не следует.

Это пространное предисловие к решению открыть в Бруклине еще одну «чартерную» школу, на сей раз с еврейским уклоном. Осенью в районе Милл-Бэйсин, где живут иммигранты из стран Латинской Америки, Азии и бывшего СССР, где говорят на разных языках, появится городское учебное заведение со специализацией на иврите. 13 января совет попечителей (Board of Regents) школ штата Нью-Йорк почти единогласно одобрил создание еврейской школы. Воздержавшийся попечитель Сол Коэн написал, что население 22 округа, на территории которого должна появиться школа, на 74 % состоит из меньшинств, и он сомневается, что эта школа заинтересует многих из них. Профессор педагогики Дайана Равич из городского Университета Нью-Йорка написала в Daily News, что она против открытия еврейской школы по той же причине, по которой она была против арабской. Городская школа, по словам Равич, не должна «сосредоточиваться на преподавании одной неамериканской культуры», и мы «не посылаем детей в школу учиться на китайцев, русских, греков или корейцев. Мы посылаем их учиться на американцев». Примерно того же мнения один из руководителей Американского еврейского конгресса Марк Стерн. «Если вся наша система городских школ будет со школами для феминисток, для афроамериканцев и для греков, — заявил Стерн, то как быть с самой идеей общественного образования?»

Сторонники новой Hebrew Language Academy Charter School говорят, что преподавание там будет на самом высоком уровне, а отношения между религией и государством останутся на уровне требования городских школ. Противники, как и в случае с промусульманской «академией» заявляют, что на деньги города нельзя прививать детям азы какой-то одной культуры. Глава правления школы Сара Берман утверждает, что это «будет лучший образец того, что такое сегодняшняя Америка». Сара Берман сказала, что учебная программа новой школы привлечет всех, кто живет в этом районе, где значительное количество еврейских семей, но три четверти афроамериканцев, латиноамериканцев и азиатов. Тем не менее, считает Берман, евреи и неевреи в равной степени выиграют от изучения иврита. «Мы считаем, — подчеркнула она, — что изучение второго языка помогает детям, помимо того, что они учат непосредственно язык». Директором новой школы назначили опытного педагога Морин Гонзалес-Кэмпбелл, которая на иврите не говорит. 48-летняя афроамериканка Гонзалес-Кэмпбелл сейчас работает заместителем начальника школьного округа Маунт-Вернон, чуть севернее города Нью-Йорк, а до этого долго преподавала в Бруклине и 5 лет была директором школы в Квинсе.

Место для новой школы еще не определено, но предполагается, что там начнут учиться 150 подготовишек и первоклассников, а за 5 лет учащихся от первого до пятого класса станет 450. Как и другие чартерные школы, Hebrew Language Academy Charter School будет получать деньги от города, но ее организаторы надеются на пожертвования и уже заручились обещанием филантропа Майкла Стайнхардта давать полмиллиона долларов в год и семейного фонда Чарльза и Линн Шустерман давать по 250 тыс. долларов в год. Стайнхардт (между прочим, отец Сары Берман) в 1994 году основал свой Фонд помощи жизни евреев (Foundation for Jewish Life), желая возродить дух еврейского самосознания. Его дочь говорит, что в новой школе не будут преподавать религию, а современный иврит там станут изучать на светских текстах. Дети Сары Берман ходят в еврейскую школу в Манхэттене, а сама она вела «колонку родителей» в недавно закрывшейся консервативной газете New York Sun, активно выступавшей против исламской Международной академии имени Халила Гибрана.

Точные науки и математика в новой школе будут преподаваться на английском, но каждый учащийся станет овладевать ивритом, на котором будут вестись уроки музыки и искусств. В классах будет максимум 25 учеников, и у каждого класса свой учитель английского и иврита. В школе будет преподаваться культура Израиля наравне с обязательным курсом истории Америки, а также обществоведение. Гонзалес-Кэмпбелл убеждена, что параллельное изучение еврейской культуры на языке этого народа поможет формированию кругозора детей в самом широком смысле.

Бруклинская Hebrew Language Academy Charter School — не первая такая школа в Соединенных Штатах. В позапрошлом году во флоридском Голливуде открылась еврейская Ben Gamla Hebrew Charter School, где детей кормят кошерными продуктами и директор школы раввин, но приглашенный эксперт следит, чтобы учебные программы полностью соответствовали требованиям к школе, финансируемой городом.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора