Турецкий демарш

Премьер Турции Эрдоган раскритиковал Израиль за военные действия в Газе, а Перес, в свою очередь, порекомендовал турецкому лидеру задуматься над тем, что бы он сделал, если бы каждую ночь на Стамбул падали ракеты. Завязалась дискуссия, в которой приняли участие генсек ООН Пан Ги Мун и генсек Лиги арабских государств Амр Мусса.

Когда Эрдогана, желавшего ответить на возражения, прервали, он поднялся и покинул зал со словами: «Не думаю, что я когда-либо вернусь в Давос, ведь вы не позволяете мне говорить». Впоследствии он добавил, что Перес говорил 25 минут, а ему, Эрдогану, предоставили вдвое меньше времени.

На следующий день президент Израиля сказал, что он позвонил премьер-министру Турции и сказал: «… не воспринимаю словесную перепалку как выпад, направленный против меня. Мое уважительное отношение к этому политику не изменилось. Это был обмен мнениями, возможно, слишком эмоциональный».

«Они попытались представить нашу операцию как нечто постыдное. С этим я смириться не мог. Израиль — это демократия, которая ведет борьбу с террористической, диктаторской группировкой. Все попытки выступить в защиту ХАМАСа — это попытки защиты террора и убийства невиновных людей. Я защищал Государство Израиль от лживых обвинений. Как президент я защищал интересы своей страны, ничего более. Всему в мире бывает предел, и моему терпению тоже», — подчеркнул Шимон Перес.

Стоит отметить, что Турция является первым мусульманским государством, которое признало Израиль еще в 1949 году, отношения между странами при нынешней геополитической ситуации на Ближнем Востоке можно считать натянутыми.

Основной причиной в охлаждении отношений в начале ХХI века служит изменение внешнего курса Анкары после прихода к власти в 2002 году Партии справедливости и развития, чей лидер Реджеп Тайип Эрдоган возглавил турецкое правительство. Хотя правящая партия позиционирует себя как умеренно-исламистская, во внешней политике Эрдоган все больше проводит курс на активное сближение страны с остальным исламским миром, что в свою очередь предопределило изменение ракурса политики по отношению к Израилю, особенно в свете последних событий на Ближнем Востоке.

С самого начала операции «Литой свинец» турецкий лидер делал чрезвычайно критические замечания в адрес израильской армии. Официальные лица в Иерусалиме сказали, что дружественные страны так друг о друге не отзываются. Один источник в правительстве назвал высказывания Эрдогана «эмоциональными». Стоит понять, что все январские высказывания Эрдогана, включая последний демарш на Всемирном экономическом форуме в Давосе, совершенно далеки от дипломатии и духа стратегического партнерства, который существовал между Турцией и Израилем на протяжении 15 последних лет. Это резко контрастирует с политикой Турецкой Республики, которой страна придерживалась со времен Мустафы Кемаля Ататюрка. По сути партия Эрдогана — это партия поворота от политики «пасынка Европы» к значительно более самостоятельной и гораздо менее прозападной политике. Естественно, демарш Эрдогана в Давосе вызвал неоднозначную реакцию на родине премьера. Несмотря на то, что правящая Партия справедливости и развития, которую возглавляет Эрдоган, безусловно поддержала своего лидера, представители оппозиции, интеллектуальной элиты и ряд СМИ подвергли его действия критике.

«Реакция Эрдогана не приличествует статусу государственного деятеля и международному политическому поведению. Эрдоган совершил крупную железнодорожную аварию», — сказал экс-глава МИД Турции Шюкрю Сина Гюрель.

Бывший замминистра иностранных дел Турции, ныне заместитель генерального председателя основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Онур Оймен в интервью телекомпании NTV назвал выпад Эрдогана «противоречащим дипломатии». «В дипломатии нет подобных манер. Вы причинили вред престижу Турции. Эрдогана для цивилизованного мира больше нет», — сказал он.

Стоит отметить, что турецкая армия и турецкий генералитет, имеющие особый статус в политической системе Турции, заинтересованы в особых и тесных связях с системой безопасности Израиля и израильской оборонной промышленностью. Не раз в турецко-израильских взаимоотношениях возникали проблемы, однако это никогда не оказывало влияние на оборонные сделки. Переговоры просто переносили на лучшие времена.

Турецкая армия зачастую отдает предпочтение именно израильским вооружениям, прошедшим проверку реальными боевыми действиями. Только недавно концерны «Эльбит» и «Авиационная промышленность» заключили с Министерством обороны Турции контракт на поставку разведывательных систем для ВВС Турции на сумму в 141 млн. долларов. Концерн «Израильская оборонная промышленность» выиграл тендер на модернизацию турецких танков на сумму в 780 миллионов долларов. В то же время Турция, как ожидается, уже в следующем месяце получит от Израиля первую партию штурмовых беспилотных самолетов. Поставки срывать никто не собирается, несмотря на выпады турецкого премьер-министра, назвавшего Израиль террористическим государством. В израильской оборонной промышленности отмечают, что взаимоотношения между Турцией и Израилем всегда отличались своей чувствительностью. «Турецкая армия всегда оказывала давление на осуществление и реализацию военных сделок с Израилем, даже после того как исламисты пришли к власти в Турции», — отмечают израильские эксперты.

На сегодняшний день отношения между странами, помимо военно-стратегического партнерства, строятся на очень важном экономическом базисе. Так, одним из крупных совместных проектов Турции и Израиля является строительство трубопроводной магистрали, которая пройдет по направлению Черное море — Красное море через территорию обеих стран. Это позволит поставлять нефть из Азербайджана и Казахстана, природный газ из России и питьевую воду и электричество из Турции в Израиль, в чем последний сильно нуждается. Данный проект оценивается в 2 млрд. долларов, а строительство трубопровода займет от шести до восьми месяцев. В то же время объем торгового оборота между странами в 2008 году достиг 5 млрд. долларов и имеет тенденцию к росту, объем израильского экспорта составил более 2 млрд. Из всех стран Ближнего Востока Турция гораздо чаще выбирается израильтянами в качестве места для отдыха. В 2008 году эту страну посетили до 700 тыс. израильских туристов, и по сравнению с предыдущим годом их число возросло на 72 %. Стоит подчеркнуть, что напряженность, возникшая между Иерусалимом и Анкарой, не замедлила сказаться на сотрудничестве и деловом партнерстве двух стран, в первую очередь, на туризме.

Туристические агентства сообщают о 70-процентном снижении спроса на отдых в одном из самых популярных в Израиле мест проведения семейного отпуска — Анталье. По словам туроператоров, без израильских туристов Анталья просто опустела, и не только из-за сезонного зимнего спада. Турецкое министерство туризма буквально просит израильский МИД содействовать тому, чтобы израильские туристы не бойкотировали Турцию и в особенности Анталью. Турки говорят, что не заслужили подобного отношения, и заявления премьер-министра Турции не могут быть причиной для бойкота.

В то же время данная политика исламского правительства Эрдогана может очень сильно повредить взаимоотношениям официальной Анкары с произраильским лобби США. «Несмотря на то, что мы на протяжении многих лет защищали интересы Турции в США, ее премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган поступил неуважительно по отношению к пожилому президенту Израиля Шимону Пересу и тем самым бросил тень на многовековую дружбу турецкого и еврейского народов. Это было явным неуважением к Израилю и еврейскому народу, и мы не отставим без ответа эти выпады турецкого премьера», — отмечается в заявлении Еврейского национального конгресса США.

Американский еврейский комитет (AJC) назвал «словесное нападение турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана в Давосе на израильского президента Шимона Переса публичным позором, который может поощрить и способствовать дальнейшим произволам против Израиля и евреев».

«Мы не можем оставаться безразличными и молчать перед фактом таких ужасных риторических обвинений в отношении Израиля, особенно когда наблюдаем усиливающуюся волну антисемитизма в Турции в последние недели», — подчеркнул исполнительный директор Американского еврейского комитета. Думаю, что это тревожный сигнал, который может подтолкнуть еврейское лобби в деле признания США «геноцида армян».

Сложно сказать, какой период переживают Турция и Израиль — стратегического партнерства или холодной войны. Это покажет время.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора