Дни евреев Боливии сочтены?

Окончание.

Начало в № 869

После окончания Второй мировой войны в Боливию прибыли евреи из Польши — уцелевшие узники Варшавского гетто, часть после погромов советского времени и группа немецких евреев из шанхайского гетто.

Большинство еврейских иммигрантов нашли работу в промышленности и торговле.

1952 год — пик численности евреев в стране — порядка 12 — 15 тысяч. В начале 1950-х годов иммиграция сократилась, и после революции 1952 года, когда были национализированы оловянные рудники и проведена аграрная реформа, началась эмиграция евреев из Боливии. В стране резко возросло производство коки и мафиозная индустрия кокаина. С этих пор страна стоит на третьем месте в мире по производству этого наркотика. Жизнь индейцев существенно зависит от наркобизнеса. В 1973 году число евреев в Боливии сократилось до двух тысяч.

К сожалению, Боливия дала приют не только жертвам фашизма, но и фашистским преступникам. Одним из наиболее одиозных фашистов, получивших укрытие в Боливии, был Клаус Барбье, по кличке «лионский мясник», на чьей совести 26 тысяч еврейских жизней. Этот фашист был депортирован в 1983 году во Францию и осужден там на пожизненное заключение.

Боливия была среди стран, поддержавших резолюцию ООН о разделе Палестины. Несмотря на частую смену режимов в Боливии в 1970 — 1980-х годах ее отношения с Израилем неизменно оставались дружественными. Делегация Боливии, как правило, не поддерживала антиизраильские резолюции. В 1975 году представитель Боливии в Генеральной Ассамблее ООН воздержался при голосовании по резолюции, приравнивавшей сионизм к расизму, а в 1991 году голосовал за ее отмену.

В 1970 — 1980-х годах численность еврейского населения Боливии сократилась в несколько раз, составив в первой половине 1990-х годов 640 человек. Политическая нестабильность в стране, экономические трудности и проявления антисемитизма побудили значительную часть еврейской молодежи и людей среднего возраста эмигрировать в другие латиноамериканские государства и в США.

В начале 1990-х годов в столице Боливии Ла-Пасе проживали 430 евреев, в Кочабамбе — 120, в городе Санта-Крус-де-ла-Сьерра — 85.

В Ла-Пасе работают две синагоги, в Кочабамбе — одна, но только по субботам и праздникам. Действовали Объединенная сионистская федерация, ложа Бней-Брит, работало представительство Еврейского национального фонда. Под эгидой общины Ла-Паса находились еврейская школа и два дома престарелых.

В 2004 году численность еврейского населения Боливии, по данным Еврейской электронной энциклопедии, не превышала 500 человек. С другой стороны, Палти Сомерсейн — раввин самой крупной синагоги Circula Israelita de Bolivia в Ла-Пасе утверждает, что община его синагоги состоит из семисот евреев. Кстати, это самая высокогорная синагога в мире, расположена на высоте четырех тысяч метров над уровнем моря. Синагога не имела собственного раввина более 20 лет. Палти Сомерсейн приехал в Боливию из Аргентины в 2003 году.

В Ла-Пасе функционируют еврейский детский сад, начальная и средняя школы, большинство учеников в которых неевреи. Есть Талмуд-тора, которая готовит еврейских детей к бармицве. В Боливии действуют несколько международных еврейских организаций.

Тяжелые социальные потрясения в Боливии в конце 1990-х — начале 2000-х годов способствовали увеличению проявлений антисемитизма. Так, в сентябре 2000 года на улицах Ла-Паса были расклеены плакаты с изображением Гитлера, свастики с подписью: «Чума на евреев и их союзников: капиталистов, неолибералов и коммунистов». Такая пачкотня, скорей всего, принадлежит сторонникам нынешнего президента Эво Моралеса — прилежного ученика Фиделя Кастро и Уго Чавеса. В Боливии индейцы составляют 55 % населения, метисы 30 %, итого 85 %, белые — 15 %. Но именно белое население производит 85 % валового национального продукта.

Нынешний президент (с 2005 г.) Эво Моралес — индеец. Мышление его соответствует большевистскому начала ХХ века. Выступая в Нью-Йорке на форуме ООН по проблемам коренных народов, Э. Моралес заявил: «Если мы хотим спасти планету Земля, то мы обязаны положить конец капиталистической системе». При этом он пытается легализировать производство коки в угоду соплеменникам, и «отсель грозить мы будем» Штатам. На что может рассчитывать белое население, включая евреев, если президент и стоящие за ним более половины населения жаждут национализировать все производственные объекты, диктовать цены на продукты, по примеру Кубы, и производить кокаин для «отравы капитализма» и сокращения государственного долга.

Сегодня оформляется зловещий тройственный союз или, как его именует президент Венесуэлы Уго Чавес, «ось добра»: Боливия, Венесуэла и Куба (вспоминается тройственная ось фашистских стран — Германии, Италии и Японии). В эту «ось» вовлекаются Эквадор, Перу и Никарагуа, а также агрессивный Иран. В ту же сторону начинает смотреть и левое правительство Бразилии. Словом, в Латинской Америке наступает «новый 1933 год».

Тот факт, что к профессиональной и социальной эмиграции молодых евреев Боливии добавляется и политическая эмиграция более обеспеченных членов еврейской общины, означает, что дни боливийского еврейства сочтены, а жаль…

Ла-Пас — самая высокогорная столица мира, а саму Боливию называют Тибетом Южной Америки. Ла-Пас — один из самых оригинальных и красивых городов Южной Америки. Город расположен в гигантской долине. По склонам долины, спускаясь к центру, расположены дома. А на дне возвышаются небоскребы. В первый вечер я поднялся на небоскреб, где находится ресторан. Ощущение потрясающее! Весь город залит огнями. В городе очень крутые улицы, но это помогает ориентироваться. Город «не велик и не мал», население — миллион человек.

В Ла-Пасе много интересного: и музеи, и архитектура-модерн, и уличная жизнь. Огромные индейские базары расположены совсем недалеко от центра. Среди этих базаров выделяется «рынок ведьм». Там торгуют амулетами, фигурками божков, когтями и перьями орлов, шкурками оцелотов, маленькими броненосцами.

Кстати, боливийская полиция экипирована, как перед штурмом здания, захваченного сотней террористов. Все в шлемах, бронежилетах и с автоматами. В аэропорту перед вылетом из Ла-Паса все пассажиры проходят тщательный личный досмотр с головы до ног.

Вместо детектива

Судьба Эрнесто Че Гевары — пример того, как коммунистические идеи неразрывно переплетаются с обыкновенным бандитизмом. Че манила идея «континентальной», в смысле южноамериканской, революции. «Континентальная герилья» стала готовиться сразу после Карибского кризиса 1962 года, развязанного самоуверенным советским «кукурузником». Хрущев, получив «щелчок по носу», понял, что Советский Союз диктовать свою волю Западу не сможет. Поэтому решили действовать тихой сапой и на первый план выставили кубинских руководителей. А те с превеликим усердием стали «организовывать» «волю народов к свободе». Уже в 1963 году кубинцы с помощью советских денег и оружия перешли к практическим действиям по организации «континентальной герильи», основной базой которой была избрана высогорная Боливия.

Инти (Гидо Альваро Передо Лейге) был одним из руководителей организации «Коммунистическая молодежь Боливии», а затем — секретарем обкома компартии в Ла-Пасе и членом ЦК. В 1963 году к Инти прибыл связной от Че Гевары — инструктор гватемальских партизан, участник боевых действий в Конго, капитан Хосе Мария Мартинес Тамайо. Инти и его брат Коко должны были создать боливийскую группу для поддержки кубинцев.

Некая «Таня» (Айде Тамара Бунке Бидер) родилась в Аргентине, в семье немецких коммунистов Эрика и Нади Бунке, бежавших из Германии в 1935 году. В Аргентине Эрик и Надя участвовали в подпольной борьбе, а в 1952 году семья вернулась в ГДР. Таня, окончившая с отличием школу в Аргентине, поступила в Лейпцигский пединститут, а затем — на факультет философии и литературы Берлинского университета имени. Гумбольдта. Таня владела испанским, немецким и русским языками (ее мать родилась в России), прекрасно пела и играла на фортепиано, гитаре и аккордеоне, была балериной, но крыша подалась влево. Она познакомилась с Че в 1960 году и они стали любовниками. Таня, по рекомендации Че, в 1961 году приехала с Кубинским балетом в Сантьяго-де-Куба, работала в департаменте просвещения, училась на факультете журналистики Гаванского университета, а весной 1963 года была подключена к «континентальной герилье». Её готовили по специальной программе разведчиков, а в апреле 1964 года забросили в Западную Европу.

16 ноября 1964 года с документами на имя Лауры Гутьеррес Бауэр — аргентинки немецкого происхождения, она прибыла в Ла-Пас и вступила в контакт с группой Инти, затем установила связь в правительстве и высших военных кругах вплоть до министра внутренних дел и юстиции, пресс-секретаря президента и самого президента Рене Баррьентоса Ортуньо. Под видом этнографической экспедиции Таня совершала поездки по стране и даже устроила выставку традиционного индейского костюма. Свои поездки в отдаленные районы Боливии Таня объясняет интересом к индейским народным песням — она собрала уникальную коллекцию индейского фольклора. Кроме того, г-жа Бауэр работает на радио города Санта-Крус, позже эта работа была использована для установления радиосвязи с отрядом Че Гевары.

Кроме Инти и Тани, в организации базы в Боливии приняли участие леворадикальный теоретик француз Режи Дебре (в 1967 году он попал в плен и был осуждён на 30 лет), а также венесуэлка Элисабет Бургос, поступившая на работу в секретариат министерства горнорудной и нефтяной промышленности, и другие. Как мы видим, от желающих «всучить» людям счастье социализма нет отбоя.

Заключительный этап боливийской операции начался в январе 1966 года. В долине Ньянкауасу на юго-востоке страны была приобретена ферма «Каламина», послужившая базой для лагеря, куда начали прибывать боевики. И наконец под видом уругвайского коммерсанта Адольфо Мены Гонсалеса в «Каламине» появился после пластической операции неузнаваемый Че Гевара.

В джунглях, неподалёку от «Каламины» повстанцы организовали лагерь. Они вступили в контакт с коммунистической партией Боливии (в лагерь приезжал первый секретарь ЦК КПБ Марио Монхе), с шахтерским лидером Мойсесом Геварой Родригесом, с руководителем рабочего центра, лидером национально-революционной партии — бывшим вице-президентом страны Хуаном Лечином Окендо, с национальным революционным движением (МНР) свергнутого президента Виктора Паса Эстенсоро. Если Лечин Окендо и Мойсес Гевара обещали помощь, то МНР запретила своим членам вступать в отряд.

Первые сражения отряда оказались крайне неудачными. 20 марта 1967 года военные совершили налет на «Каламину», полагая, что там производят или хранят наркотики. Во время налёта один из солдат был убит выстрелом из засады, совершённым боевиков Че Гевары. Так банда была обнаружена, а потому была вынуждена уйти в джунгли, тем самым лишившись возможности контактов с внешним миром.

Одним из решивших судьбу Че Гевары обстоятельств стала нехватка еды для его боевиков. Нищие жители боливийской глубинки делиться провизией с какими-то пришлыми бандитами не хотели. Как это бывает у революционеров, последовали экспроприации, а в ответ крестьяне помогли армии в розыске экспроприаторов.

Боливийские власти направили против отряда регулярные части. В пяти провинциях было объявлено военное положение. Было выяснено, что банда Че Гевары использует для приготовления пищи бездымную печь, по типу тех, которыми пользовались вьетнамские партизаны. Эти печи сильно раскалялись, но дыма не давали. Поэтому для обнаружения печи на разведывательном самолете установили оборудование, чувствительное к инфракрасным лучам. Вскоре печь и с ней отряд Че Гевары были обнаружены. 31 августа наступила развязка — Че Гевара и его отряд были уничтожены.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Виктор Снитковский

Все публикации этого автора