Современные искатели духовности очень ценят медитативные практики, которые можно найти в дальневосточных традициях. А есть ли нечто подобное в еврейской традиции?
К сожалению, обычно этот вопрос вызывает два противоположных и неправильных взгляда. Увлекающиеся медитацией говорят: «Медитация — это очень важно. В иудаизме нет слова — медитация. Значит, иудаизм нам неинтересен».
Серьезные религиозные евреи говорят: «Иудаизм — это очень важно. В иудаизме нет слова — медитация. Значит, медитация нам неинтересна».
Обе стороны далеки от истины.
Говорят специалисты, что если какое-то понятие имеет большое значение в культуре, то соответствующий язык будет иметь много слов, описывающих разные аспекты этого понятия.
Слово «медитация» англоязычного происхождения и означает в том числе — раздумье, размышление, созерцание.
В иудаизме существует большая группа практик, являющихся разными аспектами медитации. Вот их краткий список:
Рабби Авраам Абулафия — цируф — перестановки (букв).
Рабби Моше Кордоверо — герушин — отъединение.
Рабби Элиэзер Эзкари — hистаклут — визуализация.
Рабби Ицхак Лурия (Аризаль) — йихудим — унификация.
Бааль Шем Тов (БЕШТ) — двекут — присоединение.
Магид из Межирича — аин — самоустранение.
Рабби Шнеур Залман из Ляд — hитбоненут — размышление.
Рабби Нахман из Браслава — hитбодедут — уединение.
Рабби Исраэль Салантер — хешбон а-Нефеш — «подсчет» дел души.
Рабби Клонимус Калмиш из Пясечна — hаската — укрощение сознания.
Самый мощный вид медитаций — это фокусирование на источнике всего, на Вс-вышнем. При этом человек получает доступ к самому главному ресурсу.
И здесь очень важно понимать особенности процесса. Вс-вышний — самый «ненавязчивый», мы его не видим и не чувствуем. Поэтому у нас есть свои правила и ограничения, которые позволяют нам защищать «канал связи» от помех.
Эти ограничения нам знакомы по молитве. Мы удаляем от нашего взгляда женщин. В противном случае, мысли, порождаемые инстинктом, заглушат связь со Вс-вышним. Мы не используем человеческие изображения (как это делается на иконах). Любое визуальное изображение резко уменьшает «мощность» связи, навязывая некий образ.
С другой стороны, мощнейшим медитативным потенциалом обладают буквы иврита. Каждая буква — это символ, содержащий в себе глубочайший смысл.
Очень мощной формой тренировки является «challenge»-медитация.
Она происходит, когда мы все же попадаем в контролируемую конкурентную ситуацию. Самый интересный пример — медитативное прочтение благословения перед едой.
Когда человек берет в руки пищу, его животный рефлекс (подобно собаке Павлова) начинает требовать незамедлительно отправить пищу в рот. Если мы сознательно тормозим животное начало и при этом фокусируемся на Вс-вышнем, чтение благословения вызывает сильнейший эффект.
В чем различие запрещенной конкуренции с женщинами (в синагоге) и заповеданной конкуренции с едой? Мудрецы знают, что сексуальный инстинкт невозможно победить, он самый мощный. Инстинкт еды — более слабый, и с ним можно, нужно и полезно соревноваться в медитативных практиках.
Шаббат — «макромедитация» — когда мы на сутки высвобождаем сознание от суеты.
Еврейская медитация может использоваться для эффективного лечения. Один из примеров — методика ГЭТ, разработанная Ефимом Свирским.
В современном мире есть несколько авторов, которые выстраивают новые формы еврейской медитации, базируясь на классических принципах.
Книга на русском языке Арье Бродкина «Введение в духовную практику еврейской медитации». Совсем новая книга на английском языке Simcha H. Benyosef «Empowered to Heal». Из «классики» — три книги по медитации рава Арье Каплана.
Еще один путь — поднять до уровня медитации любое бытовое действие, представляя, что мы это делаем для Вс-вышнего.
Говорят знатоки, что в самом широком смысле медитация — это умение управлять своим вниманием. И поэтому в идеале можно сказать, что медитацией может и должна стать наша жизнь.
Вышла в свет книга:
Меир БРУК «Еврейская мудрость — современному читателю», в которую вошли все статьи автора, опубликованные в газете «Еврейский Мир». Книгу можно приобрести у автора или на Интернете: www.MeirBruk.com