
Названием этой статьи я повторил заголовок публикации известного российского политолога Сергея Кургиняна в российской же и тоже небезызвестной газете «Завтра». Повторил, но добавил к тому заголовку вопросительный знак, поскольку и к автору данной публикации, и к газете, в которой этот автор выступает, отношусь с недоверием. Недоверие, однако, не исключает интереса, поскольку информация, содержащаяся в данной публикации, похоже, отразила кое-что из предновогодних настроений в Кремле, когда на тамошних фуршетах у людей, кучкующихся по интересам, возникает желание облегчить душу откровенным разговором.
Завязкой и развязкой газетного повествования Кургиняна стало событие, случившееся 12 декабря в Кремле, когда во время выступления президента России о Конституции Российской Федерации в связи с 15-й годовщиной ее принятия и срочно внесенными в нее поправками «некий» (по слову Кургиняна) Доброхотов, сидевший в первых рядах приглашенных, прервал это выступление выкриками «Позор поправкам!» и т. д. Его быстро скрутили и препроводили в ближайшее отделение милиции. Но что более всего заинтересовало политолога, так это сам факт допущения такого человека в зал. «Этак ведь можно организовать и «Норд-Ост» в Кремле!», — воскликнул он. И дал этому факту соответствующее объяснение.
Но об этом потом, это эпизод, а главное в том, что на Россию обрушился экономический кризис, и на его фоне политологу видится кризис политический. «В российском властном и околовластном сообществе, — пишет он, — и особенно в его так называемой либеральной части, бытует странное убеждение, согласно которому кризис продлится 5-6 месяцев. Обращаю внимание на то, что уже никто, кроме этого самого странного сообщества, не дает такого оптимистического прогноза». То есть в кругах, группирующихся вокруг газеты «Завтра», оптимизма не ощущается, причем речь здесь, очевидно, идет не столько о сроках преодоления кризиса, сколько о его политических последствиях.
«Странное сообщество либералов», которое автор рассматриваемой публикации видит не где-нибудь на задворках общества, а, увы, в правительстве и Кремле, он считает агентурой Запада и именует соответственно, как, например, в следующем изречении: «Ну, так и слава богу, — говорят подлецы, — всё завалится. Но зато мы отработаем задание своих хозяев и мирно свалим. Спросить с нас будет некому. А в альтернативном варианте… возникнет очень неблагоприятная для нас ситуация. И заданий хозяев мы не выполним, и субъект, способный осуществить по отношению к нам санкции, сформируется. А раз так, то надо врать!.. Пусть не до конца разбирающиеся в сути дела люди, которым перемены, вдобавок, еще и не с руки, как можно дольше верят, что все и так рассосется. А когда они поймут, что не рассосется, станет уже поздно… Так рухнет ли власть? Тут всё зависит от населения».
Население же, согласно Кургиняну, «тонет в болоте деградации и регресса. Оно разобщено. Оно сейчас еще больше, чем в советские застойные годы, превращено в пластичную социальную массу», а посему следует совет власти: «Пока власть сохраняет хотя бы примитивную функциональность, ей население — не помеха. Она разберется с ним, как повар с картошкой. Например, обрушит рубль до отметки «50 рублей за 1 доллар». Цены будут долларовые, зарплаты рублевые, уровень жизни понизится в два раза… Протесты? В одном месте протест раздавят с показательной жестокостью — и все затихнет на годы».
Что это за функциональность, когда население страны — власти не помеха? «Путин, — напоминает Кургинян, — сталкиваясь с вызовами («Норд-Ост», Беслан и так далее), не рассуждал о 38 снайперах, как Ельцин, не предлагал террористам чай, как Черномырдин, не давал силовикам обратный ход, как Горбачев». Значит, ужас «Норд-Оста», Беслана и так далее — это и есть, по Кургиняну, функциональность власти? Какое кощунство над сотнями трупов сограждан, детей! «Но это абсолютно необходимо, — продолжает «завтрашний» политолог. — Удастся в условиях кризиса эту простейшую функциональность сохранить — власть устоит. Но удастся ли?».
Почему такой вопрос? Фактор № 1, полагает Кургинян, это события во Владивостоке. Там, как известно, вполне естественный протест населения против повышения пошлин на ввоз иномарок был жестоко подавлен ОМОНом, причем даже не местным, а срочно доставленным из Подмосковья. «Если бы на акциях протеста выдвигались только экономические требования, то в каком-то смысле можно было бы подобный фактор и обнулить. Не говорю — проигнорировать, но не вводить в обойму стратегического анализа. Но в требованиях дальневосточников пункт № 1 — отставка правительства РФ. Всего правительства — включая В. В. Путина. А также формирование нового кабинета министров, который изменит внутренний курс государства на 180 градусов. А пункт № 12 — требования к новому правительству (тому, которое повернет на 180 градусов), чтобы оно отменило медведевские поправки к Конституции. То есть превратило Медведева в шутовскую фигуру, жалкую куклу на качающемся президентском троне».
И вот тут Кургинян вводит свой фактор № 2 — «гуляющие по Кремлю (точно знаю!) высокоавторитетные аналитические бумаги, в которых предлагается рассмотреть в качестве одного из сценариев… отставку всего правительства, включая В. В. Путина. Аналитические бумаги написаны либеральной кремлевской партией, а не владивостокскими ревнителями правого руля. Написав эти бумаги, либеральная кремлевская партия перешла рубикон. Она демонстративно подорвала… нерушимость союза Путина и Медведева, на которой основана вся действующая… политическая система. Я уверен, что либеральные кремлевские сценарии с отставкой Путина и требования дальневосточников — это части единого целого… Либералы ничего не станут делать на улице, не получив всеобъемлющих гарантий от какой-то части Кремля. Они и 20 лет назад ничего без согласия Кремля не делали. Уличный митинг против 6-й статьи Конституции организовывал МГК КПСС по директиве ЦК КПСС». Так или не так было с митингом о 6-й статье, я не знаю, и это теперь уже не имеет значения, но показательно, что и в давних делах Кургинян проявляет такую осведомленность.
Тут важно отметить выпад против какой-то части Кремля, которая, как подозревает газета «Завтра», организовала и «кремлевские сценарии с отставкой Путина» (он точно знает!), и требования дальневосточников. На что делает ставку «либеральная кремлевская партия»? Оказывается, на подрыв нерушимости союза Путина и Медведева.
Да какой там союз нерушимый? Об этом тандеме недавно на радио «Свобода» Владимир Рыжков, лидер Республиканской партии (которой теперь уже отказано в регистрации), сказал точно: «есть старший, есть младшенький», а ведущий Михаил Соколов напомнил, что подобный тандем уже был в истории СССР: президент Калинин при премьере Сталине. То есть никакой самостоятельности на посту президента не просматривается. Какие-то надежды на позитивные сдвиги могли возникнуть лишь на первых порах, когда Дмитрия Медведева только сделали президентом. Его тогда пиарили (простите новояз) как вроде бы либерала, но уже во время конфликта с Грузией стало ясно, что главнокомандующий не он, а Путин. Это, между прочим, вполне мог понять и Николя Саркози, прилетевший тогда в Москву и поговоривший с обоими (их разговоры почти стенографически публиковались в западных СМИ).
Трудно сказать, есть ли в действительности «либеральная кремлевская партия». Возможно, ее тоже пиарят как миф о кремлевской демократии. Но если такая существует, то неужели она делает ставку на Медведева? В этой связи заметим, что в то время, когда «некоего» Доброхотова, прервавшего выступление президента, охрана поволокла к выходу, сам Медведев даже пытался заступиться за охальника. «Не надо никуда забирать, — сказал он с трибуны, — пусть остается, слушает. Откровенно говоря, Конституция для того и принималась, чтобы у каждого было право на выражение собственной позиции. Это тоже позиция, ее можно уважать». Охрана, однако, президенту не подчинилась. И вот автор газеты «Завтра» уверен, что не случайно оказался в зале Доброхотов — в Кремле, мол, две партии, и одна против другой интригует.
Кто же такой этот Доброхотов? Он — молодой журналист, учившийся на факультете политологии МГИМО и в Высшей школе экономики, участвовал в молодежном движении «Идущие без Путина» и в «Марше несогласных», теперь избран в федеральный совет объединенного демократического движения «Солидарность». В Кремлевский дворец попал по пригласительному билету без имени, а свое поведение там объяснил спонтанным эмоциональным всплеском в ответ на лицемерие, прозвучавшее в выступлении президента.
По мнению же Кургиняна, это был заговор, а то, что Доброхотова после скандала в Кремле пиарят на «Эхе Москвы» и в других СМИ, — не случайно, и делается это «для того, чтобы он приволок в процесс фигуры другого калибра. Что он и делает, заявляя, что Буковский является моральным лидером оппозиции». Буковского Кургинян представил совсем уж страшным для России человеком, грозящим ее развалить («отдельные регионы России отпадут от нее из соображений выгод или по историческим обстоятельствам»), что ему удастся «только в случае, если обретет поддержку в Кремле».
«Кто же сопрягает рассматриваемые мною факторы?», — задается вопросом Кургинян. И сам же отвечает: «Определенная партия в Кремле. Причем партия, плотнейшим образом связанная с Западом. Тем Западом, который и диктует ей новую линию поведения. А во всем этом уже находится место и разного рода мелочам — Доброхотову, Буковскому, Владивостоку et cetera… Хозяевам наших «оранжевых» либералов (как уличных, так и кремлевских) нужна не единая, великая и свободная Россия. Им нужен распад России. И вся наша либеральная тусовка такого розлива, возглавляемая, повторяю, либеральной партией в Кремле… уже не хочет вхождения в Запад целостной России. Ибо понимает, что это невозможно. А поняв, хочет того же вхождения России в Запад — но по частям. Мы это допустим? Консервативные антагонисты кремлевской либеральной партии это допустят? Путин и Медведев это допустят? Если они это допустят, то ни о какой общественной поддержке власти речи быть не может. Но я верю, что во власти найдутся люди, которые государство не сдадут и не разменяют на свои шкурные интересы. Скоро, очень скоро выяснится, кто есть кто».
Из всего вышеизложенного, я полагаю, можно извлечь определенную информацию. Дыма без огня не бывает — что-то там в Кремле (или вокруг него), наверно, вызревает. «Скоро, очень скоро» проклюнется, авось, и завтра, полагают люди, сплотившиеся вокруг одноименной газеты. Они требуют от Путина проявить те свойства и действия, которые они называют функциональностью власти. Впрочем, может быть, и не от Путина, намекает газета: «Либералы поддерживают либеральное крыло Кремля… Мы хотим поддержать другое крыло Кремля. Но если другого крыла нет, то это не значит, что мы будем спокойно смотреть на распад России».
Как это «другого крыла нет»? Who are you, Mr. Putin? Этот вопрос, много лет звучавший с Запада, забеспокоил уже и его почитателей? Это новая ситуация, порожденная больно поразившим Россию экономическим кризисом. Интересно, как в этой новой ситуации поведет себя Запад и, в первую очередь, как поведет себя приступающая к делам администрация нового президента США.





Отличная статья!