Фридрих, ты неправ

«Я — Йосеф! Жив ли еще отец мой?» (45:3).

Фридрих Ницше, любимый философ нацистов, однажды написал:

«Б-г мертв». Он так гордился своим эпохальным открытием, что, как рассказывают, велел выбить эти слова на своем надгробии: «Б-г мертв. Ницше». Несколько позже на том же камне появилась еще одна надпись: «Ницше мертв. Б-г».

В последние полтора-два столетия Б-га не раз пытались похоронить, однако слухи о Его кончине оказались сильно преувеличены. Мы живем в эпоху большого испытания. Испытание очень простое. Каждый из нас либо верит, как Ницше, в «безвременную кончину» Тв-рца вселенной, либо считает эту веру прискорбным заблуждением.

Все зависит от того, как смотреть на мир и происходящие в нем события. Одни думают, что мир похож на потерявший управление корабль, попавший в водоворот саморазрушения. Для других все происходящее — это грандиозная проверка нашей верности Б-гу и Его слову.

В иврите нет понятия «вера», потому что иудаизм — это не религия, основанная на слепой вере. Слово «эмуна» означает не веру, а верность. Верность поколениям прошлого, уходящим непрерывной цепочкой в седую древность, к Синайскому откровению и к Исходу из Египта. Это верность своей традиции, верность Б-гу.

Один англичанин сказал еврею: «Завидую вам. Я стал христианином лишь потому, что 15 веков назад какой-то миссионер высадился на берегу Кента и убедил моих предков, что в жизни есть нечто большее, чем дикие пляски размалеванных тел вокруг костра. А вы — пра-пра-правнуки людей, стоявших у подножия Синая и лично участвовавших в Исходе. Синай и Исход — это ваша семейная хроника».

Да, трудно хранить верность

Б-гу, когда мир рушится прямо у тебя на глазах, когда в нем царят хаос и произвол. Очень трудно, но необходимо. Мы не вправе ни на минуту усомниться в том, что именно Он управляет глобальным спектаклем из-за кулис, и однажды Он раскроется перед всеми. Как при вспышке молнии.

С того момента, когда сыновья Яакова пришли в Египет за хлебом, их как будто преследовал злой рок. Сгибаясь под ударами судьбы, они растерянно спрашивали друг друга: «Почему Б-г делает это нам?»

Но вот прозвучали слова «Я — Йосеф», и картина мгновенно прояснилась. На все вопросы были получены исчерпывающие ответы. Моментально раскрылась причина цепи невзгод, начавшихся двадцатью двумя годами ранее, в день расправы над младшим братом.

То же самое произойдет и с нами в скором времени, когда весь мир услышит и воспримет сердцем два коротких слова: «Я — Б-г!» Весь абсурд нашей жизни приобретет законченную стройность и логичность. Каждый увидит, что наш Отец жив-здоров, чего и нам желает.

Спасибо

партии родной


И сказал Б-г: «Не бойся сойти в Египет, ибо народом великим Я сделаю тебя там» (46:3).

Говорят, что евреи составляют 25 процентов лауреатов Нобелевской премии, хотя их доля в населении земного шара не дотягивает и до четверти процента. Впрочем, такое странное соотношение никого не удивляет: евреи — признанный авангард человечества.

Однако сыны Израиля выделяются не только своим умом и талантом. В Пасхальной Агаде сказано, что мы «стали народом» в Египте. Это значит, что евреи уже тогда, три с половиной тысячелетия назад, считались отдельной «культурно-этнической» группой. Египтяне не желали есть с ними за одним столом. Когда Йосеф принимал во дворце своих братьев, то, как сказано в разделе «Микец», «подали ему отдельно, и им отдельно, и египтянам, евшим с ним, — отдельно, ибо не могут египтяне есть с иврим, потому что это мерзость для египтян» (43:32).

Обидно, конечно, но именно эта антипатия сохранила наш народ в Древнем Египте. Если бы Яаков и его семья продолжали жить среди гораздо более терпимых ханаанских язычников, то наверняка переженились бы с ними и бесследно исчезли.

Теперь уже ясно, что именно антисемитизм не дал нам полностью ассимилироваться в бывшей «империи зла». Советским кадровикам, не принимавшим нас на работу, надо поставить памятник за посильный вклад в сохранение еврейского народа.

Мудрость

Йосефа


«А народ расселил он по городам от одного конца Египта до другого» (47:22).

Йосеф был великим человеком, и главная суть его величия заключалась в умении предвидеть будущее, как говорили мудрецы Талмуда: «Кто мудр? Тот, кто предвидит будущее».

Речь идет не о пророках или астрологах, которым по штату положено заглядывать в завтрашний день, а о вполне нормальных людях, обладающих ценным умением здраво оценивать ситуацию и рассчитывать долговременные последствия своих действий. Предвидя негативный результат какого-то действия, они откажутся от него или, по крайней мере, выполнят его так, чтобы свести к минимуму ущерб. Если же они уверены в позитивном результате, то будут действовать решительно и без промедлений.

Йосеф не только умел прогнозировать результаты своих решений и поступков, но и использовал это предвидение с максимальной пользой. К тому же личное обаяние и организаторский талант позволяли ему манипулировать фараоном, его приближенными и даже собственными братьями, заставлять их действовать в нужном ему русле.

Взять хотя бы его провидческий сон с кланяющимися снопами в разделе «Ваешев». Йосеф прекрасно знал, что братья ненавидят его. Казалось бы, лучше смолчать, скрыть от них провокационный сон, не раздувать пламя вражды. Но Йосеф поступил наоборот. Исходя из принципа, сформулированного спустя много веков в Талмуде, что все сны становятся явью согласно их истолкованию, он нарочно рассказал братьям свое сновидение, чтобы получить от них нужное ему толкование. «Неужели ты будешь царствовать над нами?» — возмутились разгневанные братья. Именно этих слов он ждал от них, и так, в конечном итоге, и произошло: Йосеф стал правителем Египта, а братья пришли к нему на поклон.

Теперь посмотрим, как он манипулировал фараоном и египтянами в интересах своих братьев и всей семьи Яакова, пришедшей из разоренного неурожаем Ханаана. Готовя братьев к жизни в Египте, он посоветовал им: «Если позовет вас фараон и скажет: «Чем вы занимаетесь?» — то ответьте: «Скотоводами были рабы твои с юности нашей доныне… Тогда вы останетесь жить в стране Гошен, ибо отвратителен для египтян всякий пастух овец» (46:33-34).

На первый взгляд, странный совет. Если скотоводы — мерзость для египтян, зачем лезть на рожон? Лучше скрыть непрестижную специальность.

Но Йосеф знал, что говорил. Скота в Египте было много, но профессия скотовода не пользовалась почетом. И фараон, должно быть, очень обрадовался приходу евреев-пастухов. Как хорошо, наверное, думал он, что нашлись люди, готовые делать за египтян то, что они сами не любят делать: пасти скотину, обеспечивать их молоком и творогом. Вот почему он тотчас выделил семье Яакова для проживания самую плодородную провинцию Гошен и предложил Йосефу: «Если… есть среди них люди способные, поставь их смотрителями над стадами, которые у меня» (47:6).

Так было и на последующих этапах еврейской истории. Владение дефицитной и непрестижной специальностью помогало нашим предкам, дальним и ближним, экономически закрепляться в странах рассеяния, быть «нужными» людьми.

Кроме того, Йосеф заранее позаботился о смягчении условий рабства, в котором, как он предвидел, евреи окажутся на последующем этапе египетского галута. Воспользовавшись массовым голодом и своими широкими полномочиями, он сделал три вещи. Первое: собрал с голодающих египтян все деньги и все имущество, превратив их, по существу, в рабов фараона, который обеспечивал их хлебом. Второе: Йосеф переселил египтян из сельской местности в города (за исключением жрецов), нарушив тем самым их связь с землей и превратив в таких же скитальцев, как и евреи. И третье: он приказал всем мужчинам Египта пройти обрезание, чтобы они даже внешне больше походили на сынов Израиля. Последняя мера помогла также защитить евреек от посягательств развратных египтян (мудрецы Талмуда отмечали, что «мила», обрезание, снижает физическое влечение).

В результате всех этих мер, многие египтяне утратили социальные преимущества перед евреями: у них не было земли; многие из них жили «на чужбине» и были бедны, и даже в общественных банях невозможно было отличить представителя «титульной» нации от пришельца.

Кроме того, собранные Йосефом деньги и ценности были со временем унесены евреями при Исходе в точном соответствии с обещанием, полученным праотцем Авраамом от Б-га: «А затем потомки твои уйдут оттуда с великим достоянием» (Берешит, 15:14).

Йосеф был прототипом всех «умных евреев при губернаторе», которыми так богата история. Правда, в отличие от них он, ставил во главу угла не личные цели и не интересы хозяев, а долгосрочное благо своего народа.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора