Один еврей из Вильнюса разбогател, нелегально торгуя водкой. Вскоре его арестовали, судили и приговорили к каторге в Сибирь. Когда его из зала суда закованного в кандалы должны были доставить на вокзал, он попросил провести его мимо дома раввина. Раввин вышел к нему навстречу, и осужденный упрекнул его:
– Почему ты не остановил меня? Ты же знал, что я нелегально торгую водкой!
Этот рассказ привел Хофец Хаим, предостерегая людей, которые думают, что заслужат своими добрыми делами Рай в грядущем мире. Когда грешников будут вести в Ад, они обратятся к своим родным и знакомым, учителям и раввинам и упрекнут их: «Почему вы не остановили нас?» И если праведники ответят, мол, думали, что грешники их не послушают, то им следует привести историю из Талмуда.
Понятно, что во время разрушения Храма грешники были наказаны за свои грехи – так решили на Небесном суде. Но за что были наказаны праведники? За то, что не упрекали грешников!
Но ведь Всевышнему было известно, что если бы праведники попытались повлиять на грешников, то их бы все равно не послушали. Верно, Всевышнему было это известно, но праведники этого не знали и должны были повлиять на них. А за то, что не попытались, они были наказаны!..
– Один человек в нашем местечке так нищенствует, что может умереть от голода, – пожаловались евреи ребе.
– Если он умрет, то не от голода, а от гордыни! – парировал ребе.
Преодолевая гордыню, мы должны уметь обращаться к людям за помощью, – разъяснил мне как-то эту хасидскую историю в Иерусалиме рабби Хаим Меир Кахане.
Гордыня не позволяет человеку оказаться перед людьми в затруднительном положении, потому что она, как маска, прикрывает низкую самооценку, ощущение собственной неполноценности.
Чем высокомернее человек, тем труднее ему обращаться с просьбами, ведь он боится быть отверженным, униженным, получив отказ.
Гордость, а не гордыня, проявляется во внутренней уверенности человека в себе, в чувстве его собственного достоинства. Он хочет совершить достойный поступок, а не стремится всегда и всем нравиться. Он обладает внутренним стержнем, и потому, если необходимо, может попросить прощения, признать свою ошибку, обратиться за помощью, принять верное решение, даже если оно не популярно у окружающих. Эти качества также необходимы настоящему лидеру.
Некоторые политики только и заняты тем, что изучают опросы общественного мнения для того, чтобы знать, что лучше понравится избирателям. Впрочем, такой политик – не лидер, а ведомый толпой политикан. Настоящий лидер должен суметь смело сказать даже неприятно звучащую правду…
После продажи Йосефа в рабство братья лишили Иегуду статуса лидера, как сказано: «Иегуда спустился от своих братьев» (Берешит, 38:1).
– Братья лишили Иегуду его величия (низвели его с высоты положения лидера), – поясняет Раши. – Видя горе своего отца, они сказали: «Ты предложил продать его, если бы ты потребовал вернуть его отцу, мы послушались бы тебя».
Казалось бы, Иегуда спас Йосефу жизнь, предложив не убивать его, а продать в рабство. Но если Иегуда усомнился в правильности принятого братьями решения, посчитав, что Йосеф не угрожает семье, то почему же он не предложил вернуть брата отцу?
– Иегуда подумал, что братья не послушаются его! – объясняет рав Пам. Иегуда недостаточно верил в себя, в силу своего слова, в способность влиять на других. Не использовав авторитета лидера, он потерял его!
Чем же Иегуда вновь заслужил авторитет у братьев? Он не побоялся публично признать свою вину с Тамар! Кто-то подумает, что признание ошибки может унизить человека. Признание правды – это не слабость, а достойная уважения внутренняя сила человека!
В дальнейшем, когда Биньямин был уличен в краже бокала главного министра Египта, то Иегуда доказал, что он действительно является лидером, обратившись с просьбой об освобождении брата!
«Иегуда подошел (к Йосефу) и сказал: Слуга твой поручился за юношу (Беньямина) перед отцом… А теперь пусть останется слуга твой вместо юноши рабом!» (Берешит, 44:1-34).
Иегуда исправил свою ошибку. Он, который в прошлом боялся просить за брата, на этот раз заступился за него! Иегуда заслужил, что из его рода вышел царь Давид, который защитил братьев от всех врагов, и его потомка, Машиаха, ожидают евреи.