Примечательно, что хотя последствия ухода из Гуш-Катифа и полная деевреизация Газы привели к значительному ухудшению оборонных возможностей Израиля, никто из политиков и военных за авантюру не ответил. Ведь и до изгнания из Гуш-Катифа были «отщепенцы», которые предсказывали очевидные последствия одностороннего отступления из Газы. Разумеется, до сих пор не оправданы и некоторые «хулиганы» — те, кто этому отступлению по мере сил сопротивлялся. Конечно, «ясновидцев, впрочем, как и очевидцев, во все века сжигали люди на кострах». А хотелось бы, чтобы без костров, но ответили и инициаторы этих «сжиганий» — в прямом и переносном смысле.
Отмечу, что никто официально не признан виновным за авантюру Осло, приведшую к гибели множества людей. Вообще, политикам везет. Для них отставка — самое жестокое наказание. Там, где другой специалист, ученый, к примеру, за мелочь на годы или даже на всю жизнь теряет репутацию, политик не рискует фактически ничем. Надо сгубить уж совсем много людей, миллион и более, чтобы удостоиться настоящего суда.
Однако полезно исполнителям их приказов помнить, что святая армейская заповедь — «приказ начальника — закон для подчиненного; он должен быть выполнен безоговорочно и в указанный срок» — давно перестала быть страховкой от наказания. Давно признано, что и исполнитель приказа отвечает за то, что делает — и морально, и подчас юридически.
Принудительное выселение евреев из «Дома мира» есть попытка влияния и на предстоящее рассмотрение дела о его покупке в иерусалимском суде. Теперь дело из тяжбы между покупателями и продавцом превратилось в дело «жители дома против Государства Израиль», что далеко не одно и то же. Представим только, что будет, если правыми в сделке суд признает жителей дома, а не его продавца! Это будет означать, что и БАГАЦ, и министр обороны — виновники произвола. Не удивлюсь, если дело в итоге перейдет в международный суд по правам человека.
Особо хочу сказать о лексиконе, который становится обычным, когда дело касается поселенцев. Никогда я не вообразил бы ранее, что можно допускать подобное в адрес граждан, которые столь много делали и делают для Израиля. Печально, что вместо благодарности и восхищения они встречают поношения и осуждения. Если бы в адрес политиков, приведших в Израиль Арафата, без боя сдавших Газу, не очень достойно проявивших себя во Второй ливанской войне был использован подобный лексикон, давно уже шли бы суды по обвинению в подстрекательстве.