Три аспекта еврейства

В Торе история формирования еврейского народа делится на три этапа.

Первый этап — этап одиночек, «один в поле воин». На этом этапе еврейские качества представлял один человек в поколении. Это эпоха праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова.

Второй этап — семейный, дети Яакова — это уже группа, которая решает свои внутренние проблемы.

И, наконец, третий этап — этап лидера и народа. Это этап выхода из Египта, когда евреи — уже народ, а главные персонажи — лидеры этого народа — Моше, Аарон и Мирьям.

На первом этапе мы фокусируемся на отдельной личности и на ее отличиях от тех, кто находится вне системы.

Первый персонаж — Авраам — самый цельный. Его характер выстраивается через испытания. Далее появляется Ицхак, и Тора противопоставляет его брату Ишмаэлю, который находится уже вне еврейской модели. На третьей стадии этапа появляется Яаков, противопоставленный своему брату Эйсаву.

Важно понять, что Ишмаэль и Эйсав — это архетипы двух великих цивилизаций — азиатско-мусульманской и европейско-христианской. Тех цивилизаций, внутри которых жили евреи рассеяния. Жили, отличаясь своими духовными ценностями, но и испытывая влияние этих цивилизаций. Так родились две ветви нашего народа — сефардская и ашкеназская.

На втором этапе — в картине появляется сразу 12 братьев — сыновей Яакова.

Эти братья очень разные и отношения между ними очень не простые.

Но в чем разница с первым этапом?

Если различие праотцев от их братьев (Ишмаэля и Эйсава) определяло наши пограничные условия (праотцы внутри картины, а остальные снаружи), то история сыновей Яакова учит нас тому, как мы можем различаться «внутри» своего еврейского народа — «все свои».

Эти различия закладываются благодаря тому, что Яакову достаются две жены, и дети от разных жен несут разные качества в этот мир.

Рахель была красива, и любовь Яакова к ней была цельной. Поэтому дети от Рахели — более цельные. Отношения Яакова к Лее были сложными. И это тоже отразилось на характере детей. Также имела значение последовательность появления детей на свет.

Первые два сына — Реувен и Шимон родились, пока связь Леи и Яакова была не столь прочной, и их характеры были внутренне противоречивыми. Число «три» — особый духовный символ, и третий сын — Леви, получает самую высокую духовную миссию (впоследствии — служение в Храме). Следующий сын Йегуда несет в себе уже позитивный заряд благодарности (имя Йегуда — от слова тода — спасибо) за выстроенные отношения. Мы видим важность благодарности, этот сын получает роль лидера. Последние два сына Леи — Иссахар и Звулун смогли реализовать партнерскую роль братьев. Потомки одного из них учили Тору, а другого — были успешными купцами, которые финансово поддерживали первых. Это модель идеального взаимоотношения материального и духовного миров.

Конфликт Йегуды и Йосефа также демонстрирует нам конфликт Праведника и Баль-Тшувы. Йосеф играл роль цадика. Братья, продав Йосефа, совершили грех и постепенно исправились. Лидером братьев в этом процессе был Йегуда. Сам Йосеф как Праведник помогал братьям в исправлении — тшуве. Он (замаскированный под помощника фараона) сделал для братьев сеанс «тшуватерапии», в результате которого они осознали свою ошибку. В кульминации этой истории два лидера — Йегуда и Йосеф. Они участвуют в самой мощной сцене, которая заканчивается примирением и радостью встречи.

С другой стороны, 12 братьев соответствуют 12 знакам Зодиака, 12 позитивным аспектам характера человека.

Тора показывает нам, что правильный путь не может и не должен быть простым и бесконфликтным. Внутри этого пути очень важны различия подходов. Эти различия могут провоцировать конфликты, но цель — единство и общие задачи. Поэтому в конце жизни Яаков собирает сыновей, и они вместе читают молитву единства Б-га и народа — «Шма, Исраэль».

Послеегипетский этап истории показывает нам становление и роль лидеров народа. Моше и Аарон — представляют содружество двух подходов в лидерстве — сверху вниз и снизу вверх, ассертивности и эмпатии.

Итак, Тора на трех этапах учит нас трем аспектам — нашему отличию от других народов (праотцы), нашей внутренней сложности (дети Яакова) и качествам и роли наших лидеров (Моше и Аарон).

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора