
Современные оперы сложны для восприятия. Это не выдающиеся по своей мелодичности произведения Верди, где наслаждаешься красотой музыки и голосами, а любовные или драматические сцены давно знакомы и не столь существенны. В принципе нет особой разницы в истории итальянского герцога, который воспользовался доверчивостью Джильды — дочери шута Риголетто и бросил ее, или в любовной трагедии богатого юноши Альфреда и парижской куртизанки Виолетты.
В «Докторе Атомик» все куда серьезней. Опера написана известным американским композитором Джоном Адамсом, автор либретто Питер Селларс к 60-летию со дня трагедии Хиросимы и Нагасаки. Впервые оперу исполнили в Сан-Франциско в 2005 году, а затем — в Амстердаме и Чикаго. Затем опера появилась в грандиозной постановке на сцене «Метрополитен-опера».
Первое, что хочется сказать: музыка прекрасная, певцы великолепные, декорации и световые эффекты впечатляют. Костюмы передают эпоху 40-х годов… Итак, часть интеллигенции США совершенно справедливо горюет в связи с ужасной смертью ста тысяч человек гражданского населения двух городов Японии. Но им почему-то не жаль сотен тысяч жизней и американских, и советских военных, которые погибли бы в жестоких боях с хорошо выученными и стойкими японскими войсками при вторжении на основные острова Японии. Я не оговорился, боевое вторжение советских войск на самый северный японский остров Хоккайдо было сорвано благодаря взрывам американских атомных бомб, скоротечной капитуляцией Японии и мгновенной оккупацией американцами всех крупных островов Страны Восходящего Солнца.
Под дурманом советской пропаганды большинство граждан бывшего СССР не знали, что вторжение советских войск на о. Хоккайдо сорвалось главным образом из-за американских атомных взрывов, а также из-за нерасторопности советского командования. Неудивительно, что даже современные российские историки в путинской России ничего не пишут о сорвавшемся советском вторжении, а продолжают хаять американцев за жестокость, которая была куда милосердней «советской гуманности»…
В целом опера завораживает музыкальностью и великолепной постановкой. Исполнители партий физиков-ядерщиков Оппенгеймера, Теллера и Уилсона в «Докторе Атомик» потрясающе драматично ведут дискуссии: испытывать ядерное устройство, согласно графику, или отложить испытание? По прогнозу ожидалась гроза, и была опасность взрыва атомного устройства, установленного на верхушке башни, из-за попадания в него молнии еще на стадии подготовки к испытанию. Но руководство страны приказало испытание провести в заранее назначенный день, чтобы успеть получить козырь против Сталина до начала Потсдамской конференции. В опере жесткий приказ провести испытание несмотря на грозу озвучил руководитель работ генерал Лесли Гровс, пообещав повесить того, кто сорвет взрыв в назначенный день…
Хороша была Китти — жена Оппенгеймера, меццо-сопрано Sasha Cooke, но ее роль в опере скорее эпизодическая. Певица создала образ яркой и темпераментной женщины, далекой от понимания происходящих грандиозных событий.
После успешного испытания атомной бомбы последовала напряженная подготовка ядерных зарядов для бомб. И тут снова разгорелись дискуссии между физиками Робертом Оппенгеймером (баритональный бас Gerald Finley из Канады), Эдвардом Теллером (баритон Richard Fink) и Робертом Уилсоном (Thomath Glenn). И снова потрясающее мастерство певцов, музыка и драматические световые эффекты завораживают внимание слушателей.
Завершается спектакль трагическими женскими стонами в Нагасаки после взрыва.
Непросто в нынешней американской жизни воспринимать историческую трагедию.
Главные герои оперы — выдающиеся физики — евреи Оппенгеймер и Теллер. В опере нет еврейских акцентов. Но я ощущал гордость: два выдающихся ученых — евреи — совершили научный подвиг ради спасения человечества. Ведь американский атомный арсенал стал главным заслоном на пути сталинской экспансии. Именно конкретная угроза Трумэна применить атомную бомбу заставила Сталина вывести советские войска из Ирана. Именно американские атомные бомбы заставили кровавого советского диктатора остановить подготовку к броску советских орд на Запад для «полного освобождения рабочих» Европы от капиталистов.
Опера «Доктор Атомик» вызывает музыкальное и эмоциональное наслаждение. Вот почему я считаю премьеру этой оперы на сцене «Метрополитен-опера» событием в американской культурной жизни.
В «Нью-Йорк Таймс» главный музыкальный критик Антонио Томмазини высоко отозвался о «Докторе Атомик», назвав спектакль «впечатляющей оперной драмой».





