Не все золото, что блестит!

«Б-же, спаси меня от друзей, с врагами я и сам справлюсь!» — шутил мой дедушка, понимавший, что плохой друг опаснее врага. Конечно, важно не дать себя обмануть, но не менее важно, даже оказавшись среди лжецов, не стать лгуном.

Чего опасаться человеку, попавшему в дурную компанию? Он может стать жертвой зла или частью зла. В столкновении со злом всегда есть две опасности: одна очевидная, а другая скрытая; одна физическая, другая духовная…

«Всевышний, спаси душу мою от уст лжи, от языка обмана!», — писал царь Давид в 120 псалме. Он молил Всевышнего не только о том, чтобы не быть обманутым, но и о том, чтобы не стать обманщиком, несмотря на то, что «живет он среди ненавидящих мир» лгунов. Давид попал в плен и, чтобы спасти свою жизнь, притворился сумасшедшим. Это была ложь во спасение. Однако даже такая ложь может оказать влияние на душу человека. В первый раз человек может солгать во спасение, но, встав однажды на путь лжи, перестанет ощущать необходимость говорить правду. Потому царь Давид просил спасти именно «душу» от лжи и обмана.

Мудрецы учат нас, что эти слова впервые произнес Яаков, когда был вынужден подчиниться указанию матери и обмануть отца, чтобы получить благословение первородства. Яаков опасался, как бы произнесенная им ложь не проникла в его душу, не стала его частью. Поэтому он молит Всевышнего «избавить душу его от уст лжи, от языка обмана».

Смысл жизненного испытания Яакова состоял не только в том, сможет ли он, честный человек, «солгать во спасение» и стать борющимся со злом воином, но и в том, сможет ли он, несмотря на вынужденную ложь, остаться кристально честным человеком.

Теперь мы начинаем понимать смысл испытаний Яакова в доме лжеца Лавана.

Слово «Лаван» на иврите означает «белый». Но «белым» Лаван был только «снаружи», скрывая свое черное нутро. Не все золото, что блестит! Двуличие делало Лавана опасным врагом.

Яаков хотел взять в жены дочь Лавана, Рахель. Однако Лаван сначала предложил порабощающие условия: семь лет работы за Рахель, а затем обманул и отдал ему в жены другую дочь, Лею. Когда Яаков возмутился, Лаван отдал ему Рахель — за дополнительные семь лет работы. Лаван продолжал обманывать Яакова двадцать лет, стремясь не допустить того, чтобы Яаков заработал достаточно денег и смог уйти из этого рабства. Не случайно в Пасхальной Агаде говорится, что Лаван опаснее Фараона: «Фараон хотел уничтожить мальчиков, Лаван же хотел уничтожить всех». Он стремился к духовному порабощению всех евреев в самом начале нашей истории.

Как будет относиться Яаков к Лавану, который обманывал его на протяжении стольких лет? Возможно, кто-то и отнесся бы к Лавану так, как Лаван относился к нему, мол, «с волками жить — по-волчьи выть». Кто-то, но не Яаков, который не хотел лгать не только из уважения к другому, но, возможно, в первую очередь из уважения к себе, к своей душе.

Яаков в конце концов бежит со своей семьей, но Лаван бросается за ними вдогонку и настигает их. Яаков спросил Лавана: «В чем грех мой, что ты преследуешь меня?.. Растерзанную овцу я не приносил к тебе. Это был мой убыток, из моей руки ты его взыскивал — украденную днем и украденного ночью. Двадцать лет я в доме твоем, служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей и шесть лет — за скот твой, а ты менял плату мою десять раз».

Яаков служил пастухом у Лавана. Если пастух потерял овцу из-за своей халатности, он должен возместить потерю хозяину. Однако, если волк растерзал овцу или ее украли, пастух не должен возмещать потери хозяину. Почему же растерзанное или украденное животное стало убытком для Яакова? Потому что Яаков не обманывал других и в первую очередь — самого себя! То, что для других людей простительно, Яаков считал своей халатностью, своим недосмотром, относясь к работе с предельной честностью и требовательностью к себе. Несмотря на то, что его двадцать лет обманывал Лаван, Яаков остался честным по отношению к себе и к другим!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора