Я пытаюсь представить случившееся. Террористы врываются в пятиэтажное здание центра ХАБАД. Раввин Гавриель Гольцберг звонит в израильское консульство. «Нехорошая ситуация”, — все, что он успевает сказать на иврите, прежде чем линия оборвется…
Ривку убили первой. Когда ее нашли, она была покрыта молитвенным покрывалом — талесом. Прежде чем Гавриеля убьют, он укроет талесом любимую жену.
Но где был Моше? Где был их мальчик?
Он не мог быть со своими родителями, потому что безжалостные убийцы не позволили бы ему остаться в живых. Террористы напали на родильное отделение в больнице, не проявив милосердия даже к младенцам.
Я предполагаю, что он был в своей кроватке, в которую его уложила мама. Когда его нашли, он сжимал в руках куклу. Возможно, ту самую, с которой засыпал.
Я думаю о Ривке и о том, что она чувствовала в те последние мгновения: нашли ли ее ребенка? А если он проснется и начнет кричать? Что она может сделать для него?
Мы никогда не узнаем, о чем конкретно думала Ривка в эти минуты. Но ребенок – это то единственное, о чем думает мать умирая…
Светлое пятнышко на фоне трагедии, унесшей жизни 183 невинных жертв — это героическое спасение маленького Моше. Пройдут годы, и он узнает о той великой миссии, которую исполняли его родители, о многочисленных судьбах, с которыми они соприкасались, и о людях, которым они помогли. Моше также узнает о том, что его няня, та самая женщина, которой родители доверили заботу о нем, вручила ему бесценный дар — жизнь, рискуя своей жизнью.
Конечно, никто не заменит ему родителей, ничто не заполнит пустоты. Своим героизмом Сандра Самуэль доказала, что, когда одни люди творят зло, другие демонстрируют величие духа. Сандра — свет среди тьмы. Она могла убежать, спасая себя. В конце концов, террористы не знали, что в здании есть еще живые. Если бы они услышали плач ребенка, то возвратились бы “закончить свою работу”. Здравый смысл подсказывал ей бежать как можно скорее. Но она не убежала: маленький Моше звал ее.
Сандра вышла из забаррикадированной комнаты и побежала к нему на другой этаж. Она увидела ребенка рядом с его родителями, лежавшими в крови, схватила его и убежала.
Террористы, которые все еще были на крыше центра ХАБАД, не заметили ее с ребенком на руках. Чудесным образом Моше выжил благодаря няне.
Ребенок, которому на днях исполнилось два года, теперь с бабушкой и дедушкой. Они уже заботятся о его тяжело больном старшем брате. Сандра переезжает в Израиль. Она — единственная из живых, чье имя знает и повторяет маленький Моше.
chabad.org
Перевод Евгения Леках