Поговорим о гуманизме. Ведь Авраам попадает после приключений в тоталитарном и довольно аморальном Египте в приличное общество.
Филистимляне (плиштим), в честь которых римляне некогда переименовали нашу страну в Палестину, были, по всей видимости, потомками крито-микенцев. Тех, кто уцелел после природных и политических катаклизмов, разрушивших критскую цивилизацию. Высокий уровень образования, ремёсел, философии, организованное и законопослушное общество с добрым и культурным царём. И вдруг…
Авраам, как и в Египте, называет Сару сестрой, чтобы не пасть жертвой аборигенов, готовых убить мужа и завладеть его женой. Наша праматерь была редкой красавицей. Но — полицейские хватают Сару и привозят во дворец для будущего бракосочетания с властителем. Когда после вмешательства Всевышнего царь наконец возвратил супругу Аврааму, он высказал претензии и задал волнующий вопрос. Разумеется, не извинившись за воровство, — такое считалось вполне учтивым. И сегодня на Кавказе иногда женятся через «похищение невесты».
«Что ты увидел, из-за чего сделал это?» Зачем назвал жену сестрой? (Один комментарий понимает так: зачем женился на племяннице?) Мол, законы «потомков Ноаха» тут соблюдаются, мы не столь развратны, как египтяне, — зачем же хитрость? Б-г за тебя поручился, и я понимаю, что у тебя не было умысла навести на нас проклятие. Ведь связь с замужней женщиной — один из самых строгих запретов Б-га человечеству!
Ответил Авраам: «Поскольку сказал я: только нет страха Б-жьего на месте этом, и убьют меня из-за жены моей». Обратите внимание: Авимелех был просвещенным правителем благоустроенной страны! В Египте в сходной ситуации мы узнаём, что «взята Сара в дом фараона» (ни слова про женитьбу). Там «навёл Б-г язвы на фараона и его слуг», и босс сам догадался, в чём дело. А здесь Творец лично является во сне Авимелеху и растолковывает ситуацию. И всё-таки: «убьют меня из-за жены моей»!
В начале нацистского правления в Берлине состоялся съезд раввинов. Выступил рав Эльханан Вассерман и напомнил об этом пасуке. Да, немцы — культурный и передовой народ, с великой философией. Но если здесь разгуляются низменные инстинкты, нас ждёт чрезвычайная опасность, ведь «только страха Б-жьего нет в месте этом». Когда пробудятся в человеке или народе дикость или похоть, никакие благие привычки, никакие университетские степени и интеллигентские мировоззрения не смогут им противостоять. Только одно. Приведу цитату из Мальбима, великого комментатора Торы XIX века.
«Если просыпается в человеке страстное желание к жене или имуществу другого, не может он быть уверен, что сила разума удержит его от злодейства. Наоборот, разум способен начать (оправдывать и подсказывать пути) преступления. Только одна сила, укоренённая в душе, даёт тебе уверенность, что ты не согрешишь. Это способность страха, и от неё ответвление — страх Б-жий. Когда наполняется душа страхом и трепетом перед великим Царём, который видит все его поступки, вглядывается во все глубины его существа и прозревает всё сокрытое. И если восстанет на человека (или народ) его дурное начало, страх и стыд перед всевидящим Царём, несомненно, удержат их от злодейства».
Священное Писание называет страх Б-жий «началом мудрости». Бесчисленное число раз это цитируют и разъясняют наши мудрецы. Ибо никакая мудрость, живость и развитость ума, никакая образованность не устоят — если они не заквашены на этих дрожжах. Что за мудрость, если она способна вести тебя по жизни лишь в тепличных условиях?!
Говорится: «Всё в руках небес, кроме страха перед небесами». И что для всякого достижения человека «консервант», «сохраняющий» его заслугу для мира вечного, — этот трепет. Который «Творец накапливает в своих сокровищницах».
Увы, большинство присутствовавших на том берлинском заседании не прислушались к предостережению. Ведь немцы такие душки! Помните, многие и в 41-м не хотели бежать от наступавшего Вермахта, несмотря ни на какие слухи о зверствах. «Мы помним немцев с Первой мировой — это цивилизованный народ!». А сам рав Эльханан, через 8 лет расстрелянный в 9-м форте вместе со своей иешивой, знал, куда он возвращался из безоблачной Америки. «Я не могу бросить моих мальчиков». Ведь «нет страха Б-жьего на месте этом».
Обратите внимание: страха нет не на людях или городе — на месте! Сам воздух, атмосфера места пропитана «гуманизмом второй ступени». Здесь уважение и бережность к человеку не основаны на «по образу Б-жьему»… Здесь культура не замечает всевидящего ока небес. Не делает главным критерием отдаление от греха, соответствие Воле Того, Кто каждое мгновение дарит тебе жизнь. А ведь может и прекратить…
Урок: посмотрите вокруг. Если не увидите страха небес на людях, если нет его в атмосфере — берегитесь. Всё возможно. Главное, чему мы можем (и обязаны) пытаться научиться и научить окружающих — Б-жий страх. Трепет перед Всевидящим и Всесильным. А коли его пока недостаёт — аккуратнее! Как Авраам.