Когда мы изучаем духовную эволюцию человечества, читая Тору, у возникает опасность смешать два разных процесса. Это мешает нам понять истинное послание, которое Тора стремится донести до нас.
Внесем ясность. Когда мы читаем о первом человеке — Адаме, особенно о его жизни до проступка с плодом, мы узнаем из Торы, что Адам находился на очень высоком духовном уровне. Он общался со Вс-вышним, его тело излучало свет, он должен был жить вечно и т. д.
С другой стороны, при всем своем величии Адам поддался искушению Змея и совершил свой проступок. Если воспринимать ситуацию прямолинейно, то мы можем сказать: «Что же делать нам, несчастным? Если Адам при своем величии не устоял, то нам с нашим приземленным уровнем вообще нет никаких шансов!» На самом деле, думая подобным образом, мы совершаем грубую ошибку и теряем суть послания Торы.
Что же говорит еврейская мудрость? Рассматривая природу человека, мы должны отслеживать параллельно два плана — уровень духовности тела и уровень духовности сознания.
При этом в тело включаются также и «тонкоматериальные» или «экстрасенсорные» способности человека. Нам очень важно на первом этапе разделить рассмотрение духовности тела и сознания.
Когда мы поймем различие в динамике их развития, сможем правильно понять их взаимодействие.
Тело человека, согласно Торе, прошло четыре этапа изменения.
Первая модель человека — Адам в райском саду до греха обладал максимумом святости, чувствительности и восприимчивости к посланиям Вс-вышнего. Испробовав запретный плод, Адам был лишен самых тонких характеристик и изгнан из сада.
Б-г сказал: «В поте лица будешь работать, будешь смертным…»
Эта модель человека просуществовала до Всемирного потопа.
После потопа в мир была «спущена» третья модель человека, «Бней-Ноах». Продолжительность жизни уменьшилась от 1000 до 180 лет, на Земле появились времена года (жара и холод) и т. д. Но и эта модель была не последней. Человек после потопа мог воспринимать Б-га, в мире существовало пророчество, но было и идолопоклонство как искаженное восприятие «голоса» Б-га. Третья модель подверглась очередному огрублению в эпоху разрушения Первого Храма. Из мира было забрано пророчество. Одновременно исчезла «экстрасенсорная» форма идолопоклонства. Историки называют эту эпоху «осевым временем». Во всем мире в это время (V — IV века до н. э.) мифологическое мировоззрение сменилось философским…
Наше тело — четвертая модель.
Мы разобрали телесную динамику человечества, согласно еврейским взглядам. Отдельный (но связанный) вопрос — это динамика развития сознания. Адам (согласно этой схеме) находился на минимальном уровне сознания. Он не смог выполнить даже одну заповедь. Допотопное человечество тоже не устояло — развратилось. Но нашелся наиболее «сознательный» человек — Ноах, который и был спасен.
Затем в мире появился Авраам и его потомки — евреи.
Величайшие еврейские пророки участвовали в создании ТаНаХа. Но одновременно многие «ушли» в идолопоклонство.
После разрушения Первого Храма эпоха пророков сменилась эпохой мудрецов.
Главная идея, которую Тора стремится донести до нас: при «огрублении» тела «утончалось» сознание.
Важно подчеркнуть, что мы сейчас «измеряем» не усредненным уровнем сознания по всему миру. Люди в своей массе остаются приземленными и нелюбознательными. Но мы оцениваем, рассматривая лучших (передовых) представителей человечества.
Мы можем понять, почему тело было «загрублено». Чем мощнее ресурсы тела, тем большая свобода выбора, но и опасность лежит на человеке. Свобода — в сознательном использовании ресурсов.
При «огрублении» свобода выбора уменьшается, чтобы человечество не саморазрушилось. Но работа над сознанием продолжается.
Качества тела — это в основном данность свыше. А уровень сознания — результат нашей работы.
Мы живем в эпоху приближения Мошиаха. Главный критерий того, насколько мы достойны принять Мошиаха, — это насколько мы сформировали наше сознание. Именно еврейские духовные «технологии», воспринятые современным сознанием, позволяют сделать это наиболее эффективным образом.