— Как проголосуют русскоязычные избиратели и за кого проголосуют американские евреи?
С этим вопросом я обратился к директору русского отдела Американского еврейского комитета Сэму Клигеру. Социолог доктор Клигер возглавляет также независимый исследовательский центр РИНА — Research Institute for New Americans, которой проводит обширный опрос-исследование русскоязычной общины США в связи с предстоящими выборами президента США.
— Как проголосуют американцы, американские евреи и русскоязычные избиратели, в частности, мы, видимо, узнаем не раньше 4 ноября. На сегодняшний день, по данным опросов общественного мнения, Барак Обама лидирует в целом по стране и по отдельным, важным, с точки зрения предстоящих выборов, штатам. Американские евреи, которые традиционно вот уже три поколения голосуют за демократов, видимо, и на этот раз не изменят традиции (до чего же консервативный народ эти евреи!). Так, по данным исследования Американского еврейского комитета, если бы выборы состоялись сегодня, то за Обаму проголосовали бы 57 %, за Маккейна — 30 % и 13 % еще не определились. Хотя, как мы видим, евреи США предпочитают Обаму Маккейну в пропорции почти 2 к 1. Это все же лучше, чем на предыдущих выборах, когда в преддверии выборов 2004 года Буша поддерживали только около 15 % американских еврейских избирателей.
Что же касается русскоязычных избирателей, то они тоже проявляют некоторые устойчивые взгляды, диаметрально противоположные предпочтениям американских евреев. Если бы выборы состоялись сегодня, то за Маккейна голосовали бы 56 % русскоязычных избирателей (а они в большинстве своем евреи), а за Обаму — только 10 %, остальные еще не определились.
— В чем, на Ваш взгляд, причины того, что американские и русскоязычные евреи будут голосовать совершенно по-разному?
— Причин много. В числе главных можно назвать защиту Израиля и борьбу с терроризмом. Для русскоязычных евреев Израиль — центральный элемент их национальной самоидентификации и персональных родственных и дружеских связей (до 80 % имеют родственников и близких друзей в Израиле). Они воспринимают Маккейна как человека, который, будучи избранным на пост президента США, будет отстаивать интересы Израиля всеми средствами и возможностями великой державы. Обама же воспринимается как человек новый, с ограниченным опытом и кругозором в международных делах, замеченным, помимо прочего, в связях с людьми и структурами, далеко не симпатизирующим Израилю и так называемому «сионистскому» проекту. Он воспринимается как человек, готовый сесть за стол переговоров с Ахмадинеджадом, президентом Ирана, готовящим атомную бомбу, чтобы применить ее против Израиля. Можно назвать и другие причины: Маккейн — герой Вьетнамской войны, из первых рук знакомый со всеми «прелестями» коммунистических застенков. Он — боец и честный человек. Он за снижение налогов. Короче, он ближе по духу и по существу русскоязычным избирателям.
— Казалось бы, американским евреям судьба Израиля тоже не безразлична? Чем же объясняется их поддержка Обамы? Кстати, каковы предпочтения религиозных евреев Америки?
— Для американских евреев, для так называемого «мэйнстрима», Израиль, к сожалению, находится несколько на периферии их общественного сознания и интересов. Достаточно сказать, что более 70 % реформистских и консервативных евреев никогда не были в Израиле и не имеют там родных или близких. Что же касается религиозных евреев, то, я думаю, что их позиция более близка к позиции русскоязычных. На выборах 2004 года они (религиозные евреи Америки голосовали за Буша в пропорции 75 %, точно так же, как и «русские».
— Сегодня очень модно ругать Буша, обвиняя его во всех грехах. Даже Маккейн вынужден подчеркивать: «Я — не Буш!» Вы разделяете голоса критиков президента Буша?
— Я не берусь выступать в роли провидца, но мне кажется, что история еще оценит Буша как одного из самых выдающихся президентов XXI века. Вспомним хотя бы Черчилля, которого в конце войны, для победы в которой он сделал невероятно много, просто не выбрали премьером Англии. Многие деятели в истории были непопулярны, но время все расставило на свои места. Мало кто думает об этом сейчас, но есть о чем задуматься, если вспомнить, что с сентября 2001 года в стране не было ни одного серьезного теракта…
— Как объяснить тот факт, что президент Буш не популярен среди молодежи? Тот же феномен проявляется и в отношении Маккейна, в то время как Обама пользуется популярностью у большинства молодых людей?
— Буш не популярен не только у молодежи. Его рейтинг сегодня ниже 30 %, а это значит, что он не популярен среди всех слоев населения. Надо сказать, что Буш и его команда наделали массу ошибок, особенно за последние 4 года: неудачи в изначально победоносной войне в Ираке, резкое ухудшение ситуации в Афганистане, неразумная политика в отношении России и в постсоветском пространстве, болезненный экономический и финансовый кризис здесь, гигантский дефицит бюджета, неуклюжая энергетическая политика, невнятная политика в отношении иммиграции. Список можно продолжать. Буша не критикует только ленивый. Что же касается Обамы, то да, он популярен среди молодежи. Это легко объяснимо: он сам молодой, энергичный, прекрасно говорит, призывает к изменениям. Естественно, что он нравится. Что касается нашей молодежи, то почти все прошли социализацию здесь, в Америке — через школу, колледж. И надо признать, что колледжи и университеты — рассадники либеральной идеологии — легко справляются с «промывкой мозгов» молодым иммигрантам.
— Как вы оцениваете президента Рейгана в американской истории? Кто, на Ваш взгляд, продолжает его традиции?
— Существует несомненная связь, по крайней мере, в головах русскоязычных избирателей, между наследием президента Рейгана и предпочтениями избирателей. Мысль о том, что можно и нужно отличать добро от зла (в меру человеческих возможностей), близка нашим избирателям. Когда Рейган назвал СССР «империей зла», многие его критиковали. Но, указав на «зло», Рейган как бы говорил: выбери добро, в данном случае — свободу. Этому умению отличать добро от зла надо учиться, и традиция эта в политике была продолжена Бушем (в его концепции «оси зла») и просматривается в позиции Маккейна в его отрицании переговоров с Ираном, ХАМАСом, «Хизбаллой». Вся эта традиция достаточно близка русскоязычным избирателям.
— Есть ли у Маккейна шанс победить?
— Разумеется, есть. Может сработать «расовый фактор», так называемый эффект Брэдли, когда американцы, не признавая этого в опросах общественного мнения, будут не готовы проголосовать за черного кандидата. Есть довольно большое число потенциальных избирателей, которые еще не определились в своих предпочтениях. Возможно, также улучшение экономической ситуации в последующие две недели. И это улучшение сработает на пользу республиканского кандидата. Да и сама разница в опросах общественного мнения все еще находится в пределах статистической достоверности.
— Насколько вообще важны «русские» голоса, какую они играют роль в выборе президента США?
— Теоретически возможно, учитывая специфику американских выборов и именно тот факт, что голосование проходит по штатам, где победитель с любым разрывом получает все голоса выборщиков данного штата, что «русские» голоса могут решить судьбу выборов. На практике этот сценарий маловероятен, но не невозможен. Вспомним Флориду 2000 года, когда около 500 голосов решили судьбу выборов.
— Ваши пожелания нашим читателям?
— Читателям «Еврейского Мира» я желаю счастья и благословения в наступившем новом еврейском году. Желаю им также успехов на выборах президента США: пусть победит наиболее достойный.