Не угадали: мавзолейного дедушку мы трогать не будем! Большевики мастерски разыграли тему Талмуда: «Праведники и после смерти живы». Только позабыли контрапункт: «Грешники и при жизни подобны мертвецам»… Мы поговорим о действительно живых.
Последние строки Торы: «И не встал более в Израиле пророк, подобный Моше, которого знал Б-г лицом к лицу. По всем знамениям и чудесам, которые Г-сподь послал его совершить в Египте для фараона, и для всех его слуг, и для всей страны. И по всей сильной руке, и по всякому диву великому, которые совершил Моше перед глазами всего Израиля».
Мудрецы имеют к тексту изрядно вопросов. Во-первых, утверждает Сифри, «в Израиле не встал, а у народов встал. Это — Бильам». И поясняет, что Бильам более отчётливо видел Собеседника и некоторые детали Его замысла. Зато Моше мог обращаться к Царю в любое время и оставался «стоящим», в обычном для себя состоянии сознания, а Бильам из-за неимоверной силы пророческого раскрытия падал на землю или получал послания во сне. В общем, они отличались, как первый министр Царя и его мясник (последний лучше знает блюда на царском столе, но не самого властителя). А по другому мнению, «если уж в Израиле не встал подобный Моше, у других и подавно!»… Куда там Бильаму!
Теперь, почему «не встал», а не «не встанет»?! По мнению Рамбама, мы можем отсюда выучить, что Машиах будет пророком лишь почти уровня Моше (ведь Тора вечна, и «не встал» останется неизменным). Автор «Шифтей коэн» делает противоположный вывод: не встал, но встанет в будущем. Кто он? Машиах. В любом случае все согласны с Рамбамом, который так сформулировал один из «13 принципов веры»: никто не сравнился с Моше по пророческому уровню, он «отец пророков, которые были до него и будут после него». Можно понять из этого, что Моше «приблизил небеса к земле», и изменилось всё человеческое бытие! Разумеется, в его наивысшем, пророческом проявлении.
Насчёт «сильной руки»… Смог принести людям Скрижали завета. В день своей смерти записал 13 свитков Торы. Это намёк и на египетские казни, особенно казнь первенцев. И на многие чудеса, совершённые Моше, из которых Рамбан выделяет здесь рассечение Красного моря. Внимание! Основатели других духовных систем демонстрировали, согласно их же «священным писаниям», таланты небольшим группам людей (вспомните истории Кришны, Будды, Иисуса, Мухаммеда…). У Моше дело происходило «при большом скоплении публики». На глазах всего Израиля, перед фараоном, его советниками и народом Египта. Или даже как с водами моря, на глазах у всего мира. Сильно затрудняя возможность будущих фальсификаций.
Ну а как вам понравится такой мидраш? «Когда Моше нёс Скрижали завета с горы Синай, две амы держал он, две амы — Б-г, а две амы посередине оставались свободны. Увидев, что евреи согрешили с тельцом, Моше хотел разбить Скрижали, но Б-г воспротивился. Причём помогал Ему весь Сангедрин. Однако Моше пересилил, вырвал Скрижали и разбил их (за что в дальнейшем Б-г восхвалял любимого слугу)». Попробуйте, друзья, пофантазировать, что за этим стоит, а после спросите раввина.
«Великое видение (диво)» — это и Дарование Торы на Синае, и раскрытие Шхины, Б-жественного присутствия, часто происходившее в присутствии пророка. Именно при нём людей наполняли любовь к Б-гу и великий трепет перед Ним. Мудрецы сравнивают, например, со временем царя Шломо, когда люди спешили во вновь построенный Храм, чтобы увидеть Шехину. «Но где же был страх Б-жий?». И говорят, что вскоре, во времена Машиаха, благоговейный трепет и чистая любовь к Всевышнему наконец вернутся к нам.
Главный вывод из всего сказанного (и не вошедшего в наш маленький текст) — никто не может быть уполномочен изменить даже одну букву в Торе Моше. Учитель живёт во всех будущих праведниках и пророках, в каждом духовном взлёте человечества есть доля его труда. Но уровень раскрытия Высшей Воли, «лицом к лицу» с Всесильным и Бесконечным, пока неповторим.
Урок: мы можем без опаски полагаться на переданное таким Учителем. Тем более, что Учение приходило к нам открыто, в присутствии множества свидетелей — благосклонных, враждебных или нейтральных. «Апостолы» еврею не нужны.
А теперь немного о празднике Суккот. Мы нынче выходим из домов в непрочные шалаши, меняя привычный уклад жизни. Давайте же изменим и обычный способ комментирования!
Через радость и тонкий покой
Мы проходим, махнувши рукой,
Поспешая дорожкой забот,
Словно к Сдому испуганный Лот.
Но Творец по своей доброте
Нас находит в земной суете,
И, спасая от серных дождей,
Присылает к нам вечных людей.
Но однажды в бегущем году
Я в спокойное место приду.
Этим местом не властны века.
Это место — душа и сукка.
Стол накрыт и налито вино,
И распахнуто в небо окно,
И на стенах слова «Берейшит».
В этом месте и Б-г не спешит.
* * *
Открытое небо. Ветер.
Хлипкий сарай.
Но почему-то тепло
и сознанье светлее.
Быть может, дворцы, и дома,
и чины — мишура,
И не в этом дорога еврея?
Мы так погрузились в материю,
дрязги и сон,
Мы так разрушаем развратом
и злостью планету,
Что Б-г повелел на неделю
отбросить заслон
И выйти в квадрат
первозданного света.
* * *
Прекрасный плод, и гибкая листва,
И звёзды, удивлённые
над крышей…
Здесь, наконец-то, вера — не слова:
Ты в ней живёшь: и спишь,
и ешь, и дышишь.
Подняв бокал, прислушайся
к судьбе —
Её цветы растут в воде под ивой.
Здесь к детству ключ и верный путь
к себе.
Пора, мой странник,
сделаться счастливым!