Борьба за гражданские права в США приняла характер повседневного образа жизни и достигла масштабов эпидемии. Мы боремся за право не курить самим и не давать курить другим, за право фотографироваться на водительские права в парандже, за право жениться на однополом партнере и любить его на дереве в Центральном парке, за право иметь право не иметь права… В каждом случае у нас находятся как профессиональные, так и общественные защитники, доказывающие правоту эсеровского лозунга: «В борьбе обретешь ты право свое!»
На днях такое право обрел бывший полицейский-гаишник Джасит Сингх Джагги, вынужденный уйти с работы, так как начальство не разрешало ему дежурить на улицах Нью-Йорка в мундире на теле и тюрбане на голове. В сентябре 2001 года Джагги поступил в Полицейскую академию, явившись туда, как положено правоверному сикху. Эта религия, основанная около 500 лет назад, представляет собой синтез мусульманства и индуизма. Сикхи никогда не бреют бород и не стригут волос, часто носят сеточку для поддержки бороды, чалму и кинжал. Джасит Сингх Джагги ходил на занятия без кинжала, но в чалме и с окладистой бородой, а когда ему приказали подстричь бороду и снять чалму, неохотно повиновался.
В январе 2002 года он подал рапорт с просьбой разрешить ему носить чалму, но получил отказ. Позже Джагги предложил начальству управления компромисс в виде белой чалмы – того же цвета, что летние фуражки нью-йоркских гаишников, — с приколотым к чалме служебным жетоном. Ему снова отказали. 19 июля 2002 года неутомимый сикх обратился в городскую Комиссию по гражданским правам с жалобой на дискриминацию и на следующий день вышел на работу в чалме. Тогда ему предложили по-хорошему уйти в отставку или быть уволенным. Сикх ушел, но не сдался. В марте 2003 года комиссия обнаружила в жалобе Джасита Джагги на религиозную дискриминацию «probable cause», то есть достаточное основание, и дело попало в суд.
Адвокаты ответчика – городского управления полиции – утверждали, что граждане не будут считать полицейским гражданина в чалме, а к тому же в наше тревожное время сикху будет трудно надевать на чалму противогаз или маску спецназовца. Выслушав эти доводы, административный судья Донна Меррис им не вняла и постановила, что религиозные права сикха были нарушены, а посему его следует восстановить на работе, заплатить за вынужденный отпуск и разрешить дежурить с бородой и в белой чалме с пристегнутым серебристым жетоном полицейского-транспортника. За ответчиком остается право апелляции, и юрист мэрии Эмон Фоули сказал, что «мы не согласны с рекомендациями административного судьи и представим комиссии наши разъяснения».
Решение судьи Меррис открывает новую страницу в работе нью-йоркской полиции. Вернее, в облике полицейского, который получает право вносить в установленную форму одежды элементы своего вероисповедания. Так что, дамы и господа, будьте готовы к тому, что штрафовать за неправильную парковку машин вас будут «копы» в тюрбанах, ловить проституток – полицейские в тюбетейках, а задерживать уличных наркоторговцев – правоохранники в ермолках. Со временем полицейским-сикхам и грузинам разрешат носить кинжалы… Не жизнь пойдет, а малина. В борьбе обретем мы право свое.