— Уважаемый рав Эссас! Став на путь тшувы, возвращаясь к свом корням, у меня возникли сомнения. Тора — это от Б-га, а толкования уж точно от людей — я имею в виду всякие устрожения.
Так к кому мы прислушиваемся, всё-таки, к Б-гу или его комментаторам, начиная с Рамбама и др.?
Как зарабатывается имидж религиозных авторитетов, на чём должно быть основано наше с Вами доверие к их комментариям?
Что всё-таки для Вас является авторитетом, сама Тора, которую нам дал Б-г на горе Синай, или её комментаторы?
Поверьте, вопрос не праздный. Буду ждать Вашего ответа.
Заранее благодарна Вам и той работе, которую Вы проводите на сайте.
Рахель, Израиль
— Возвращение к своим корням, к еврейской традиции — правильный и прекрасный путь. Но не простой, требующий приложения немалых усилий в деле постижения еврейского мировоззрения и соблюдения еврейских законов.
Да, Тора — «основа всех основ». Однако в это понятие входит не только Тора Письменная, но и Устная, которая тоже дарована Всевышним на горе Синай, одновременно с Письменной. Действительно, поклоняемся мы только Всевышнему, только Ему Одному, зная, что «нет никого, кроме Него». Но это никоим образом не противоречит тому, что мы «прислушиваемся» к комментаторам, к нашим великим Учителям. Начиная, даже не с Рамбама, как Вы пишете, но с Учителей гораздо более ранних поколений, начиная с Иегошуа, ученика Моше Рабейну, и далее — всех поколений, до наших дней.
То, что Вы называете «толкованиями», на самом деле результат глубочайшего анализа текстов Письменной Торы, ее положений, в том числе и тех, что не лежат на поверхности. Эту чрезвычайно сложную, требующую обширных знаний работу выполняли и до сих пор выполняют раввины — Учителя всех поколений.
На Ваш вопрос, что для меня «является авторитетом», отвечу так. Тора — это абсолютная Истина, постигать которую у нас не было бы никакой возможности, если бы Учителя (и их авторитет не подлежит сомнению, особенно — на нашем уровне) не открыли бы нам определенные грани этой Истины.
И все регламентирующие нашу жизнь законы, без исключения, либо получены были от пророков (о чем мы читаем в Танахе), либо выведены из текстов Торы. И ни в малейшей степени не противоречат Истине, которую нам открыл в Торе Творец мира.