Продолжение.
Начало в № 852
Другим изобретателем шахмат называют жену царя острова Ланки. В индийской мифологии Ланка отождествляется с Цейлоном. На острове находились царства злых демонов — ракшасов. Жена царя демонов Раваны по имени Мандодари изобрела однажды эту игру. Для нас интересно то, что демоны олицетворяют собой чуждый людям мир, мир смерти. В истории такое свидетельство известно под названием «Рамояны».
Судя по этим источникам, честь в изобретении шахмат принадлежит существам мифическим. Как обстояло дело в действительности? В связи с тем, что в греческих мифах время изобретения шахмат относят приблизительно к Х веку до н. э. (к периоду Троянской войны) и к несколько позднему отрезку времени у индусов, то, несомненно, идея шахмат существовала и ранее. Думается, что следует согласиться с мнениями тех, кто считает шахматы плодом коллективного творчества, исторически сложившимся культурным явлением, которое органически связано с духовной жизнью общества и находится в состоянии непрерывного изменения и развития.
Вместе с тем, мы имеем следующее: год 570-й до н. э. — учебник шахмат в Индии; за несколько веков до этого — свидетельство «Рамаяны» и, наконец, упоминание в греческой мифологии о Паламеде.
Следует рассматривать два этапа.
Первый — зарождение основ игры, её идей. Второй — формирование окончательной структуры игры, её условий и правил. Концом второго этапа, вероятно, и является 570-й год до н.э. (Индия).
Мнения относительно начала первого этапа различны. Ежи Гижицкий, например, пишет о ХV веке до н. э. или даже о ХХХ веке до н. э. (в Месопотамии).
В последние 15 лет появились и более ранние свидетельства. При раскопках некоторых памятников в Средней Азии (в Алтын-Депе, в Анау и др.) были найдены фигуры, которые некоторые исследователи готовы рассматривать как шахматные или близкой к ним игры.
Возраст этих памятников более древний, чем Месопотамия. Но прямых указаний на игру в шахматы ранее 570 года до н. э. (в Индии) нигде нет. По-видимому, здесь и проходил второй этап.
Индийское название игры «чатуранга» говорит о связи со структурой древне-индийской армии: колесницы, слоны, конница, пехота. Один из исследователей шахмат на рубеже XIX и XX века И. Т. Савенков отмечал, что были известны две разновидности. В одной ход определялся с помощью метательной кости (кстати, выше упоминалось, что Паламед занимался структурой армии и игрой, похожей на шахматы, в сочетании с метательными костями).
Другая, более древняя, основанная на «духовной силе» и связанная с астрологией. К сожалению, И. Т. Савенков не расшифровал понятие «духовной силы», но можно предположить, что этот вариант игры каким-то образом был связан с древними идеологическими представлениями. Игра упоминается в числе священных обрядов полнолуния, которому предшествуют ночные бдения, игры, пение, танцы.
Для игры в шахматы использовалась расчерченная поверхность и набор фигур: король, ферзь, ладьи, кони, слоны и пешки. Доска — поле делилась на две части. По середине протекала река. Через неё ладья перевозила воина — пешку.
В древних формах шахмат Центральной и Восточной Азии значение фигур было практически таким же: король — хозяин, ладья — арба или телега, конь, слон — верблюд, пешка — щенок, ферзь — собака. Такое обилие животных на доске И. Т. Савенков пытался объяснить культами звероловов, но на доске в основном были одомашненные или приручаемые (слон) звери.
Игра, судя по набору животных (конь, верблюд), относится к периоду скотоводства, к более раннему периоду можно отнести только собаку.
Передвижение фигур по доске могло несколько меняться, но основная задача сводилась к тому, чтобы создать шаховую, а затем и матовую позицию. Фигуры перемещались во все стороны, а пешка — только вперёд, пока не занимала место непосредственно возле короля, становясь ферзём.
Само слово «ферзь» означает: форсак — советник, верзе — берзе — борзая — собака. Собака с древнейших времён занимает особое место. В погребениях древних культур археологи находят скелеты собак, сопровождавших хозяина в мир иной.
Итак, перед нами игра, моделирующая военизированные отношения общества периода древней истории. Завоеванная ариями на рубеже II — I веков до н. э. (в поздне-эллинистическое время) Индия как раз и превратилась в такое государство.
На Руси название фигур носит милитаризированный характер, отражая дух бытия монархии. Так, ладья называлась туркой, слон — офицером, ферзь — королевой, пешка — пехотинцем. Эти названия сохранились в памяти многих любителей шахмат, в большинстве своём самоучек, не знакомых с теорией шахмат и их современными профессиональными названиями.
Оформление значительно более сложных структур и правил игры в шахматы было вызвано тем, что к старым представлениям о походе в иные страны и континенты добавились новые идеи о роли воина и задачах племени. Многовековый поход ариев в Индию внёс свои коррективы. Общество становилось всё более демократическим, мистерии всё более насыщались военными элементами.
Главное место в них занимали разгром противника и пленение короля. Само слово «мат» в толковых словарях означает не только ругательства, но и помутнение, введение противника в особое состояние, в котором он теряет присутствие духа, его рассудок мутится. А перед сражением, как мы знаем, противники выходили и ругали друг друга (материли), стараясь вывести из себя.
Но исследования о происхождении шахмат на этом не ограничились и продолжаются до сих пор, обогащая науку и наши знания.
Новую гипотезу о происхождении монгольских шахмат выдвинул исследователь А. Пунцлаг из автономного района Внутренняя Монголия (КНР), о чём сообщила газета «Новости Монголии». А. Пунцлаг утверждает, что монгольские шахматы появились в XII веке в период Чингисхана. По мнению исследователя, с его походами на Запад шахматы проникли в Восточную Европу и затем распространились по всему миру.
Шахматную партию исследователь рассматривает как битву двух сторон на поле боя. Здесь требуется мудрая военная стратегия и тактика, существуют линия фронта и шеренги готовых к сражению воинов. Не исключено, что Чингисхан прибегал к шахматным баталиям. Эти исторические предпосылки явились очагом возникновения монгольских шахмат, которые в дальнейшем прижились во всём мире как гимнастика ума и искусство игры. Свои выводы А. Пунцлаг подкрепляет распространённой легендой. Когда Чингисхан двинулся покорять Индию и Европу, европейцы оказывали упорное сопротивление. Воины Чингисхана осаждали один город в течение 30 месяцев. Стали они думать, как быстрее взять город. Ежедневно выстраивали свои ряды воины, а также лошади и верблюды, запряжённые в телеги. Животные до того уже привыкли к таким занятиям, что когда начинали запрягать телеги, то они, как дрессированные, тотчас же покорно занимали свои места.
Однажды Чингисхан вызвал к себе своих четырёх полководцев и сказал: «Смотрите, наши животные научились занимать свои места, а мы, люди, не можем придумать, как взять город». Тогда полководцы Мухлай и Боорчи начали обдумывать план предстоящей битвы. Они установили линию фронта, затем позиции, на которых должны стоять воины, конница, а также боевые колесницы. Они устроили своеобразную шахматную доску, на которой деревянными фигурами изобразили силы свои и противника. Во главе войск стояли два короля, которые руководили военными действиями. Под королём они подразумевали своего владыку, который должен устроить хитроумную засаду и захватить короля противника. Таким образом они обдумали свою военную стратегию и сумели воплотить её на деле, добыв желанную победу.
На основе этой и других легенд А. Пунцлаг заключил: «Монголами были изобретены свои национальные шахматы, которые появились в силу необходимости разработки стратегии войны. Современные шахматы являются одной из разновидностей монгольских шахмат».
С такими суждениями А. Пунцлага, возможно, согласятся не все исследователи шахмат. Понятно, что каждый из них будет отстаивать свою точку зрения. Вполне доказано, что шахматы возникли гораздо раньше, о чём было сказано выше, и не в связи с войной, и что современные шахматы не являются разновидностью монгольских. Возможно обратное явление: что монгольские шахматы произошли от древних шахмат и не подвергались изменениям на протяжении многих веков, как подверглась известная нам теперь игра. Однако, как всякая новая гипотеза, она требует длительной проверки фактов, подтверждающих её правильность. Отмахиваться от неё априори не следует.
Но теперь не только Монголия заявила о своём приоритете первых изобретателей шахмат. В числе претендентов на роль первооткрывателей шахматной игры выступил Израиль. Оригинальная гипотеза израильтян основана на великом вкладе евреев в шахматное искусство на протяжении многих веков и приводится целый ряд исторических данных в подтверждение этого.
Они считают, что у каждого народа есть определённая сфера деятельности, которая выделяет его из среды других народов. Например, Италия дала миру выдающихся композиторов и музыкантов, а фонетика итальянского языка как будто специально создана для пения. Франция неизменно ассоциируется с Монмартром, с изобразительным искусством. Перечень можно продолжать до бесконечности. Нельзя объять необъятное — ведь можно многое сказать о евреях, проявивших себя на протяжении истории в сферах науки, музыки, литературы и т. д. — однако остановимся лишь на шахматах и попытаемся проанализировать этот феномен.
И по традиции предлагаем две задачи. Ответы к ним — в следующем номере.
Окончание следует