«Различие между прошлым, настоящим и будущим – всего лишь иллюзия».
Альберт Эйнштейн
«… Сокрой слова эти и запечатай эту книгу до последнего времени…».
Пророк Даниэль, гл. 12, 4
«Все, что было, есть и будет до конца времен, содержится в Торе между первым ее словом и последним. И не только в главном, но и в подробностях всех родов и каждого человека в отдельности, и подробности подробностей всего, что случилось с ним со дня его рождения и до кончины».
Комментарий Виленского Гаона к пророчеству Даниэля
Илья Рипс, ученый с мировым именем, приехал с циклом лекций в США. Мы рады познакомить вас не только с математиком, первооткрывателем Кодов Торы, но и с Ильей Рипсом – человеком, рассказать о его судьбе…
Заняв первое место на Всесоюзной математической олимпиаде, в 16 лет Илья поступил на физико-математический факультет Рижского университета. Сегодня он рассказывает о том, что с помощью Кодов ему удалось найти места в Торе, упоминающие во всех деталях о Холокосте, о трагедии 11 сентября, о последних терактах в Мадриде и вообще практически о любом событии прошлого. «В любом тексте можно обнаружить случайно закодированные слова, — поясняет Илья Рипс. — Но только в Торе эти слова встречаются с минимальным шагом в одном и том же месте, образуя осмысленные фразы, случайная вероятность появления которых математически стремится к нулю!»
— Илья, вы были многообещающим молодым математиком, что повлияло на вас, почему вы решили покинуть СССР?
— Мне было в то время 20 лет. Я был на пятом курсе, уже сдал все экзамены, готовился к защите дипломной работы, но все прервалось. В августе 1968 года советские войска вошли в Чехословакию, и закончилась «Пражская весна». От «Пражской весны» повеяло теплом и на нас, советских людей. Но этому теплу был положен конец. Многие в СССР восприняли эти события очень тяжело. Тогда, 35 лет назад, в апреле 1969 года, я вышел с протестом против оккупации Чехословакии.
— То есть – вы один выступили против этого гиганта — империи зла?
— Я не мог молчать. Даже не ставил своей целью чего-то добиться.
— Уверен, что вы и такие, как вы, добились того, что эта империя, в конце концов, рухнула.
— Я вышел на центральную площадь Риги с плакатом: «Протестую против оккупации Чехословакии!», — облил себя бензином…
Сегодня трудно представить атмосферу того времени. Вспоминая те события, хочу сказать, что самое трудное было развернуть плакат. Это оказалось гораздо труднее, чем зажечь спичку. Спичка – это было следующим действием. А первым, основным, было прийти и развернуть плакат. Именно в этот момент сжигались все мосты. Обратного пути не было. Это было в самом центре Риги, у памятника Свободы. Вокруг люди. Сразу образовалась толпа. Потом только я узнал, что возле меня оказалась группа моряков, которые успели потушить пламя. Из толпы появился человек в штатском, который предъявил свое удостоверение, и меня повели в отделение охраны общественного порядка, потом в КГБ. В этот же день положили в больницу для умалишенных на принудительное лечение. Потом был суд. Мой адвокат доказывал, что я вменяемый, и меня надо судить. Прокурор же настаивал на том, что меня надо отправить на принудительное лечение.
— Почему?
— Системе так было легче расправляться с инакомыслящими.
— У меня были друзья в Москве, которых также по политическим причинам бросали в психбольницы на принудительное лечение. Их кололи препаратами, разрушающими сознание и интеллект.
— Мне все-таки в чем-то повезло. Это происходило в Риге – не в Москве, не в Ленинграде. Рижане ненавидели советскую власть. Я видел на каждом шагу их признательность, даже какую-то заботу…
На принудительном лечении я провел полтора года.
— Полтора года?!
— Это очень мало. Те, кто попадали в подобные места, находились там до пяти лет. Меня могли держать там гораздо дольше. Освобождением я обязан известному правозащитнику Владимиру Буковскому. Он собрал заключения советской судебной психиатрии и послал их на международный конгресс психиатров. Те люди, дела которых были туда посланы, сразу чудесным образом выздоровели. Им не нужны были лекарства, им нужно было вмешательство международной общественности. Ко мне прислали комиссию и сразу выписали.
— Родителям было очень тяжело. Мы в молодости не задумываемся о многих вещах. Молодой человек порой готов идти на все, на любой подвиг. Но все, что с ним случается, проходит через его родителей. Их горю не было конца. И я сегодня не знаю, стоило ли все это страданий родителей…
— Вы из семьи латышских евреев?
— Мама из Риги. Она успела эвакуироваться во время войны. Тех, кто остался — бабушку, дедушку, других родственников — немцы уничтожили. Мой отец из Белоруссии, прошел всю войну и офицером демобилизовался в Риге. Ему некуда было деваться — вся его семья в Белоруссии погибла. В Риге он встретился с мамой. Я родился уже после войны.
— У вас в семье сохранялись еврейские традиции?
— Честно говоря, в Риге я этого не видел. Старшее поколение, которое обычно несет традиции, погибло. Я был пионером, комсомольцем. Но постепенно действительность начинала осознаваться. Годы хрущевской «оттепели» явили молодых поэтов, которыми мы все были тогда увлечены. История с Чехословакией… Такие события открывают глаза. Был период, когда люди в Риге стали улыбаться, словно в ожидании праздника. А потом все закончилось – «Пражская весна» была растоптана.
— После выхода из психиатрической лечебницы вы могли остаться жить в Советском Союзе?
— У меня уже появились друзья, которые думали об отъезде. В Риге есть Рубельский лес, где были расстреляны евреи. Место, заросшее травой. На том месте собирались евреи, многие из которых потом уехали в Израиль. Когда я вышел из психушки, мои родители тут же подали документы на выезд и… получили отказ. Мой покойный отец поехал в Москву, принял участие в демонстрации рижан. Помогло нам еще то, что я успел, будучи студентом, опубликовать научную работу в журнале Академии наук. Это дало повод американским математикам обратиться с петицией обо мне к советскому правительству. В начале 1972 года мы оказались в Израиле.
— Как сложилась ваша судьба в Израиле?
— Там я поступил в аспирантуру, точнее, в докторантуру Иерусалимского университета, защитился и получил научную степень PhD по математике. Отслужил в армии. Начал работать ассистентом, а с 1976 – лектором в области абстрактной алгебры. Моя специализация – теория групп.
— У вас не было никакой еврейской подготовки. Как произошло, что вы обратились к Торе?
— Я понимал одно: путь, который был в Советском Союзе, — это путь в никуда. Я уже приехал в Израиль с ощущением, что надо что-то искать. Поначалу соприкосновение с религией как бы озадачило, но не больше. Голова у меня была забита уравнениями, а про еврейство я толком ничего не знал. В Израиле у меня произошло несколько знаменательных встреч, в том числе с раввином Ицхаком Зильбером.
— Многие русские евреи называют его общим духовным отцом.
— Да, безусловно, он таким и является! Он сам математик, учился у академика Чеботарева. Узнав обо мне, он пригласил меня в гости на Шаббат. Потом дал мне тфилин. И как-то постепенно я начал соблюдать наши законы. Все это происходило очень гармонично, очень постепенно. В результате принять соблюдение законов Торы было для меня легко, это пришло само. Сложность была в другом — весь мой интеллектуальный багаж, который я привез с собой, пришлось переосмыслить. Тора повествует о чудесах выхода из Египта, о десяти казнях египетских, и для меня переосмысление этого понятия «чуда» оказалось нелегкой задачей. Дело в том, что, согласно воспитанию и образованию, которые мы получили в Союзе, все подчинено определенным законам природы, законам физики, химии. Чудо происходит не по законам природы. Значит, чудеса – это то, чего не может быть. И эта мысль очень крепко засела в голову. Изгнать ее оказалось самым сложным. Но постепенно я понял: если мир создан Творцом, то и законы природы сотворены Творцом. Он может повелевать ими. Сейчас мне эта мысль кажется простой и тривиальной, а тогда я несколько месяцев бился над ней. И когда понял это, вот тут все и встало на свои места. Но преодоление этого барьера, этого понимания и потребовало огромного интеллектуального усилия.
— И в заключение о Кодах. Утверждается, что научного доказательства существования Б-га быть не может, так как это отнимет свободу выбора у человека. Не лишают ли Коды в Торе нас этой свободы?
— Думаю, что наоборот, возвращают нам свободу выбора. Метод чтения Торы с определенным шагом является частью нашей многовековой традиции. Только в нашем поколении, казалось бы, совершенно оторванном от еврейства, возникла компьютерная техника, которая позволила совершенно по-новому посмотреть на Тору. Пусть человек хотя бы задумается об удивительных тайнах, хранимых в Торе, и придет к выводу, что самый главный ее пласт тот, который читают с шагом в одну букву. Эта Книга Книг — плод откровения на Синае, которая передавалась из поколения в поколение и дошла до нас. Выбор и заключается в том, чтобы принять ее или нет.
«БИБЛЕЙСКИЙ КОД»
Несколько цитат из нашумевшей книги Майкла Дрознина (приводим их из статьи Давида Гарбара)
«Величайший ученый нового времени, человек, сформулировавший основные законы классической механики и открывший закон всемирного тяготения, сэр Исаак Ньютон был уверен, что в Библии имеется скрытый код, несущий знания о будущем. Ньютон выучил еврейский язык (иврит) и потратил полжизни на поиски этого кода… По словам Дж. М. Кейнса, изучавшего бумаги, оставшиеся после Исаака Ньютона, «большая часть текста в миллион слов, написанного почерком Ньютона, была посвящена не математике и не астрономии, а эзотерическому богословию… Великий физик верил, что в Библии в зашифрованном виде содержатся пророчества о событиях будущей истории человечества… Ньютон был убежден, что Библия – и не только Библия, но и вся Вселенная – это «тайнопись Б-га», и он мечтал «разгадать Б-жественную загадку, загадку прошлых и будущих событий, предначертанных Высшим промыслом» (стр. 20).
«Библия – не только книга. Это еще и компьютерная программа. Сначала библейский текст высекали на камне и писали от руки на пергаменте, потом печатали в типографиях, и все это время программа ждала, пока мы не изобретем компьютер. Теперь ее можно читать так, как было задумано с самого начала.
Чтобы найти код, Рипс (доктор Элиягу Рипс, еврейский математик, религиозный еврей, один из ведущих специалистов мира по теории групп, человек, открывший «код») устранил все промежутки между словами и вытянул текст первых пяти книг Торы в одну непрерывную строку, содержащую 304805 букв. Тем самым он привел Тору к виду, который многие мудрецы считали ее изначальной формой. Согласно традиции, именно в этом виде Моисей получил Библию от Б-га как непрерывную цепь букв, без промежутков между словами» (стр. 25-26).
«Ставит ли нас библейский код в известность о жестко предопределенном будущем или говорит только о том, что может случиться, предсказывая различные варианты будущего? Схожие вопросы стоят перед физиками с тех пор, как Вернер Гейзенберг сформулировал свой знаменитый принцип неопределенности. Стивен Хокинг популярно перефразировал этот принцип следующим образом: «Достоверные предсказания будущего невозможны, коль скоро даже настоящее состояние Вселенной в принципе не поддается точному определению» (стр. 41). И вот еще: «Когда библейский код станет широко известен, и люди начнут пользоваться им для предсказания будущего, они узнают, насколько он сложен, – говорит Рипс. –Возможно, в нем заложены все возможности, и только наши поступки окончательно определяют, какая из них осуществится на самом деле. Наверное, так и должно быть, если существует свобода воли» (стр. 43).
«Мы всегда рассматривали Библию как книгу. Теперь нам известно, что форма книги – только первое воплощение Библии и что она представляет собой еще и компьютерную программу… это текст, специально задуманный первоначальным автором как нечто постоянно меняющееся, как нечто предполагающее диалог…» (стр. 45). И еще: «Библейский код – неопровержимое математическое доказательство
Б-га, — утверждает ученый (доктор Рипс).
Правда, Рипс верил в Б-га и раньше, до обнаружения кода… Я (М. Дрознин) не знаю, есть ли Б-г, но я твердо знаю, что человек в глубокой древности был неспособен закодировать библейский текст и предсказать события на три тысячи лет вперед. Библейский код настоятельно требует от нас того, что сама Библия только предлагает сделать: поверить, что мы не одиноки» (стр. 50).
Фото www.ShalomNY.com