Трапеза в Рош Хашана

— Уважаемый рав Элиягу! На Вашем сайте, в разделе «Символы праздничной трапезы» на Рош Хашана, упомянуты лук-порей и морковь. Укажите пожалуйста, источник происхождения этих символов. В Кицур «Шульхан Арух» и в сидуре на Рош Хашана этих симаним (символов) нет.

С уважением, Хана, Израиль

— В Талмуде (трактат «Критот», лист 6 и трактат «Орайот», лист 12) великий Учитель Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина IV века) раскрыл нам, что часть нашей духовной работы в Новый год (Рош Хашана) — вкушение продуктов-символов, названия которых или вкус создают правильный настрой души в день, когда определяется наша судьба и судьба всего мира.

Среди этих продуктов-символов (на иврите, во множественном числе — симаним), как указывает Абайе, и карти, название, которое часто переводится как «лук-порей». А также финики, особая мелкая белая фасоль, листья свеклы и еще два вида зелени, символические значения которых нам точно неизвестны. Ведь культивирование тех или иных растений, как известно, со временем меняется. А суть, как я уже говорил, в названии или во вкусе.

В более поздние века наши Учителя в странах, где растения были другими, добавили еще несколько видов симаним. В их числе и морковь. На иврите морковь — гезер, что созвучно слову гезера — «приговор» (съедая немного моркови, мы как бы выражаем просьбу о хорошем приговоре, решении Небес). На языке идиш это — мерен (больше). Тем самым выражается пожелание увеличить в следующем году количество добрых дел.

Отметим, что симаним можно есть и в сыром виде и — приготовленными (вареными, печеными и т. д.).

Законы и обычаи вечерней трапезы в Рош Хашана достаточно подробно изложены в «Шульхан Арухе» (раздел «Орах Хаим», параграф 583).

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора