Закат, пробуждающий душу

Я уже писал о выставке из коллекций братьев Кларк в Метрополитен-музее. Братья покупали картины на деньги от бизнеса по продаже швейных машинок «Зингер», разработанных еврейским изобретателем Зингером. Один из братьев Стерлинг Кларк на базе своей коллекции создал замечательный музей на западе штата Массачусетс, в городе Уильямстаун, где ежегодно проходит фестиваль шекспировских пьес.

Музей Кларка ежегодно проводит несколько выставок, вполне сопоставимых по уровню с выставками в крупнейших музеях США. Дело в том, что несколько сотен картин высочайшего уровня в музейной коллекции позволяют активно участвовать в обменных выставках по всему миру.

Кроме блестящих художников эпохи Возрождения и «старых» голландцев, в экспозиции несколько десятков прекрасных работ французских импрессионистов, купленных С. Кларком в Париже непосредственно у самих художников. Есть там и британские художники, по работам которых можно написать историю живописи Англии. И что, на мой взгляд, очень важно — в музее собрана блестящая коллекция американской живописи. В нынешнем году там проходит выставка четырех американских импрессионистов.

Наиболее известный Сарджент (Джон Сингер, 1856, Флоренция — 1925, Лондон). Сын американского врача, учился в Италии, Германии и Франции. Во Франции Сарджент сблизился с импрессионистами, теснее всего — с Клодом Моне и написал работу «Клод Моне, работающий на опушке леса». По большей части жил во Франции и Великобритании, много путешествовал по Европе, Северной Африке, Ближнему Востоку, часто бывал в Италии, не раз приезжал в США.

Сарджент — один из первых американских художников-космополитов в Европе, для которого образцами всегда служили Веласкес, Гейнсборо, Ван Дейк. Сарджент наиболее известен своими портретами: актрисы Эллен Терри и Элеоноры Дузе, писательницы Жюдит Готье. Среди мужских портретов: Теодора Рузвельта, Вудро Вильсона, Генри Джеймса, Роберта Льюиса Стивенсона. Он занимался также настенной живописью — фресками. В Бостонской публичной библиотеке один из старых залов расписан фресками под общим названием «Иудаизм и христианство».

Широкое признание в Европе к Сардженту пришло лишь в 1960-е годы, когда его выставки состоялись в крупных музеях Европы и США. Художник был признан классиком национальной американской школы и мастером мирового класса.

Художник оставил потомкам около 900 работ маслом, 2000 акварелей, множество графических работ. Ряд его произведений хранится в американских музеях, прежде всего — в Бруклинском музее в Нью-Йорке, в бостонском музее Изабеллы Гарднер, в музее Кларка в Уильямстауне, Метрополитен-музее и др. В 2003 г. в Нью-Йорке и ряде других городов с огромным успехом прошла большая выставка «Женщины Джона Сарджента».

На нынешней выставке был показан изумительный этюд художника «В Люксембургском саду» 1879 года из коллекции музея Кларка. Мягкий желтовато-оранжевый закат сочетается с глубокими оттенками синего и фиолетового. Серебристое платье женской фигуры сияет на темном фоне с пятнами горящих красных цветов. На редкость впечатляющая работа.

Художник Джон Генри Твэчмэн (John Henry Twachman, 1853 — 1902) прожил недолго. Он известен в Америке главным образом как автор множества замечательных пейзажей — «американский Левитан».

Д. Твэчмэн родился в Цинциннати (штат Огайо), где начал профессионально учиться живописи. В 1875 году он поступил в Академию изящных искусств в Мюнхене, где кроме живописи изучал гравюру. Часто ездил в Венецию. В 1883 — 1885 гг. Д. Твэчмэн посещал Academie Julian в Париже. А затем, в 1886 году, окончательно вернулся в США, где поселился на ферме в Гринвиче, Коннектикут. Там художник написал множество прекрасных пейзажей. Еще одним местом творческой активности художника стал рыбацкий город Глостер, неподалеку от Бостона в Массачусетсе, где Джон Твэчмэн скоропостижно умер в возрасте 49 лет.

Наиболее полно работы Д. Твэчмэна представлены в Метрополитен-музее, «Артмузее» Цинциннати, Бостонском музее изящных искусств и Национальной галерее искусства в Вашингтоне. На нынешней выставке экспонировались несколько работ художника в том числе «Конец зимы», которая по своей поэтичности напоминает работы Левитана (1860 — 1900). Впрочем, это неудивительно — оба художника — современники, правда, не знавшие ничего друг о друге. Поэтична и нежна по цвету другая работа Джона Твэчмэна «Ветряные мельницы». Два других художника, представленных на нынешней выставке в музее Кларка, сочетают в себе таланты живописцев и фотографов.

Более старший по возрасту Артур Доу (Arthur Weslley Dow, 1857 — 1922) известен как живописец, график, фотограф и педагог. Образование Доу получил в Колумбийском университете.

Артур Доу полагал, что целью искусства является выражение личных чувств художника с помощью японской системы света и тени. Его идеи были своеобразной альтернативой подражательному, если употреблять американскую терминологию, реализму. Для читателя, выросшего на русской культуре, я бы сказал, что Артур Доу ненавидел художников-передвижников, другими словами, не переносил правду-матку без чувств и воображения.

Знаток японской гравюры, художник несколько лет работал ассистентом куратора отдела японского искусства в Бостонском музее «Файн Арт». Кроме того, у него была «Летняя школа искусств» в массачусетском городе Ипсвиче, где каждое лето 200 студентов изучали различные виды искусства. Затем художник преподавал в Pratt Institute в Бруклине, Нью-Йорк, после чего возглавил факультет Изящных искусств учительского колледжа Колумбийского университета. Доу работал в разных техниках — от масляной живописи до гравюр на дереве. Он продавал свои фотографии и написал ряд книг по искусству.

Мало кто из уроженцев Люксембурга прославился в мире так как художник Эдвард Стейчен, он же основоположник американской фотографии. Мастера высоко чтут на его исторической родине. Коллекция работ этого художника наиболее полно представлена в музее «Файн Арт» в городе Толедо, штат Огайо.

В Европе и США Э. Стейчен (Edward Steichen, 1879 — 1973) вошел в историю как идейный вдохновитель и организатор первых фотовыставок по всему миру. Но он был и талантливым художником, в чем можно убедиться на нынешней выставке в музее Кларка.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора