Евреям, живущим в Эрец Исраэль, Тора предписывает ежегодно приносить в Храм долю от плодов, первыми созревших в их садах и на плантациях. Предписание это дано в нынешней недельной главе «Ки таво», а приношение называется бикурим (первинки). Первинки приносят не от всякого урожая, а только от семи видов растений, которыми славится Эрец Исраэль.
Первинки приносили на протяжении всего периода от Шавуот до Суккот и, по-видимому, как-то координировали время, когда кому прийти.
Мишна «Бикурим» описывает церемонию приношения чуть ли не с момента выхода из дому.
Плоды укладывают в корзины, ставят на повозку, в которую впрягают быка. Бык идет впереди процессии. Рога у него позолочены, голова украшена венком из ветвей оливы. Перед быком идет музыкант, играющий на дудочке, которая называется халиль.
Процессия торжественно движется к Иерусалиму. Приблизившись к городу, ее участники посылают сообщить, что прибыли люди из такого-то места, и в ожидании встречи украшают и раскладывают свои бикурим. Навстречу пришедшим выходят разные важные лица, все вступают в город. Ремесленники, работающие на улицах и в мастерских, встают перед ними, приветствуют их, расспрашивают о делах.
Подойдя к Храмовой горе, прибывшие берут свои корзины на плечи (так поступает даже царь, указывает мишна), а в Храме снимают с плеч и, вместе с коэном держа за края, поднимают, ставят возле жертвенника, кланяются и уходят.
Во время этой процедуры человек, приносящий бикурим, произносит текст, который приведен в нашей главе:
«Заявляю ныне Г-споду, Б-гу твоему, что я пришел на землю, которую Г-сподь клялся отцам нашим дать нам» (Дварим, 26:3).
И дальше: «Арамеец (Лаван) хотел гибели отца моего, а (затем) тот спустился в Египет… И творили нам зло египтяне, и истязали нас, и обременяли нас тяжкой работой… И вывел нас Г-сподь из Египта… И привел нас на это место, и дал нам эту землю, землю, текущую молоком и медом. А теперь вот я принес первые плоды земли, которую Ты дал мне, Г-сподь!» (26:5, 6, 8-10).
Мой отец и наставник, благословенна его память, рав Ицхак Зильбер в «Беседах о Торе» говорит: «Мы перечисляем здесь все беды, из которых выручил нас Всевышний, прежде чем наш народ оказался в обещанной ему стране, радуемся тому, что мы наконец на своей земле, и признаем свой долг благодарности Б-гу, Который добр и милостив к нам».
Из книги рава Ицхака Зильбера «Пламя не спалит тебя»
«Возникает вопрос: почему предсказание об изгнании евреев из Эрец Исраэль содержится двух местах Торы — в 26-й главе книги «Ваикра» и в 28-й главе книги «Дварим»? Рамбан отвечает на этот вопрос так: речь идет о двух изгнаниях. «Ваикра» предсказывает изгнание евреев вавилонянами, а «Дварим» — римлянами.
Интересно, что число слов, повествующих о первом изгнании в книге «Ваикра», — 390 (начиная со слов веим ло тишмеу ли и до веэт хукотай гала нафшам — «Ваикра», 26:14-43). 390 лет, как мы помним, грешил Израиль, за что и был наказан. В Торе упоминается о служении идолам: «… и разрушу солнечные кумирни ваши…» (Ваикра, 26:30). Во времена Второго Храма, как нам известно, идолопоклонства среди евреев не было.
А вот как описывает Тора грядущее завоевание Страны Израиля римлянами: «Пришелец, который (поселится) среди вас, будет возвышаться над тобою (все) выше и выше, а ты станешь опускаться (все) ниже и ниже» (Дварим, 28:43). И что же? Римские чиновники, поселившиеся в Эрец Исраэль, постепенно захватили все ключевые позиции в стране, вытеснив с них евреев. Подобно всем другим пророчествам, исполнилось и это.
«Поднимет Г-сподь на тебя народ издалека, от края земли; как орел, налетит (этот) народ, языка которого ты не поймешь» (Дварим, 28:49). И тут речь идет о римлянах — народе, жившем далеко от Эрец Исраэль, народе, чьим символом был орел, народе, языка которого евреи не знали. Изгнание же десяти колен Израиля Ассирией и евреев Иудеи Вавилоном было осуществлено народами, близкими географически, народами, чьи языки были знакомы нашим предкам…
«Диву даешься, с какой точностью все предсказанное в Торе, исполнилось и продолжает исполняться до сих пор; и длится это не год, не десять лет и даже не столетие (что можно было бы попытаться объяснить случайным совпадением), 1900 лет!»