Маникюр и прическа для пленной красавицы

«Когда выступишь на войну против врагов твоих, и отдаст их Всевышний, Б-г твой, в руки тебе, и ты возьмешь их в плен. И увидишь в плену женщину, красивую фигурой, и возьмешь ее себе в жены. То приведи ее в свой дом, и пусть обреет она свою голову и сделает ногти» (Дварим, 21:10-12).

Ор аХаим объясняет, что ключом к пониманию этой очень странной заповеди является понимание того, какие изменения во взаимодействии двух составляющих человека (души и тела) произошли после падения Адама. Мицва Йифат Тоар — заповедь о пленной красавице — это не рассказ о технике мародерства и сборе трофеев. Это описание процесса того, как душа («женщина с красивой фигурой») входит в дом (человеческое тело).

Грубо говоря, душа делится на две части: та часть, которая всегда остается вне тела, и та часть, которая как бы «одета» в тело. Та часть души, которая остается вне тела, ощущает мир без помех, а та часть, которая «одевается» в тело, воспринимает окружающий мир с довольно сильными помехами. Цемах Цедек говорит, что часть души, которая всегда остается вне тела, называется «мазаль», как в выражении: «Они не видели его, но их мазаль видел».

Цемах Цедек приводит пример из Вавилонского Талмуда, позволяющий понять, о чем идёт речь. В книге Даниэля события разворачиваются так: «Лишь я, Даниэль, видел это видение, а люди, которые были со мной, не видели этого; но охватил их великий страх, и они убежали, чтобы спрятаться» (Даниель, 10:7).

Естественно возникает вопрос: если они ничего не видели, то чего же они испугались? Ответ: они сами не видели, но их мазаль видел. Раввин говорит, что если кто-то испугался без видимой причины, несмотря на то, что человек не видел угрозы, его мазаль увидел опасность.

Именно таким образом Бааль Шем Тов объясняет мишну из «Пиркей Авот»: Рабби Йеошуа бен Леви говорит: каждый день раздается голос с неба с горы Синай (Пиркей Авот, 6:2). Но ведь если никто не слышит голоса, то для чего он нужен? Несмотря на то, что человек не слышит голоса, мазаль все равно его слышит.

Постепенный «спуск» души от того уровня, на котором все видно, слышно и понятно, до полного погружения в тело отражен в законах о пленной красавице. От уровней фильтрации света, на которых изначальный свет чуть-чуть окрашен, через фильтры, блокирующие все больше и больше света, до уровня, где света почти нет. Постепенно уменьшающийся поток света не заканчивается облачением души в тело, и в самом теле разные органы раскрывают свет по-разному.

Сам процесс облачения души в тело — это необходимый шаг для исправления. Без тела душе в этом мире, в общем-то, делать нечего, но и у постепенного затемнения по мере спуска тоже есть предел: волосы и ногти настолько сильно удалены от источника, что человек не ощущает боли, когда стрижет волосы и обрезает ногти.

В случае с пленной красавицей-душой призыв побрить ей голову и остричь ногти указывает на две самых больших проблемы на пути по соединению с мазалем (верхней частью души). Цемах Цедек отмечает, что в этом примере волосы — это помехи на уровне мыслей, а ногти на руке — это помехи на уровне эмоций.

Получается, что результат рекомендуемых Торой действий будет прямо противоположным самим действиям. Срезав волосы с головы и ногти на руках, то есть, убрав помехи с уровня мыслей и с уровня эмоций, мы усиливаем связь между уровнем души, «одетым в тело» и мазалем — уровнем души, воспринимающим реальность без помех. Ну а восстановив связь, будет понятно, что делать дальше.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Илья Гладштейн

Торонто, Канада
Все публикации этого автора