Название страны не сходит со страниц газет уже более века. Конечно, наиболее популярны темы о государственных переворотах и наркоторговле. Но после обнаружения в тропическом лесу пирамид народности
майя, страна стала привлекать внимание всего мира и как один из центров древней истории.
В 2000 году я посетил в гватемальских джунглях Тикал, где уже были раскопаны первые пирамиды и храмы, а также создан музей.
Уже после моего визита в эту страну, «Бостон глоб» в 2002 году сообщила, что расшифрованы иероглифы, рассказывающие о «мировой войне» народов майя. Ученым удалось расшифровать иероглифы на каменных ступенях древних пирамид в Гватемале. Они говорят, что причиной падения великой цивилизации могла стать война между соперничавшими городами-государствами майя.
В 2001 году в районе Дос Пилас свирепствовал ураган, после которого на поверхности земли обнаружились древние надписи. Прочитав их, ученые поняли, что им придется переписывать историю. То, что раньше считалось серией локальных конфликтов VII — VIII веков, на самом деле было для народов майя «мировой войной». Профессор Артур Демарест из института археологии Центральной Америки университета Вандербильт сообщил, что между собой воевали вассальные государства, контролируемые двумя более мощными державами. Демарест сообщил, что это открытие заставит его переписать историю народа майя. Раскопки продолжаются.
Наркотики — также одна из популярных тем прессы. Например, недавно поступило сообщение о том, что власти Гватемалы ищут автора объявления о приеме на работу в наркокартели бывших солдат. Примечательно, что подобное объявление было озвучено в эфире одной из радиостанций страны: «Мы приглашаем всех без исключения совершеннолетних граждан, отслуживших в армии, на работу по обеспечению безопасности товара, транспортируемого в Мексику. В особенности мы заинтересованы в физически крепких мужчинах и солдатах, прошедших специальную подготовку во время службы». Наркоторговцы даже не побоялись оставить номер контактного телефона. Вступление солдат в наркокартели — достаточно распространенная практика в Латинской Америке и в Гватемале в частности. Бывшие спецназовцы активно привлекаются к охране наркоборонов. Зарплата, которую предлагают наркоторговцы, куда выше, чем можно заработать честным трудом.
Где уж на этом фоне вспоминать о евреях! И, тем не менее, история евреев в Гватемале вполне заслуживает внимания. Но как журналист я начну с сообщения прессы о том, что в 2007 году объектом нападения стал посол Израиля в Гватемале Ицхак Бехман. От смерти его спасла мгновенная реакция телохранителей. Инцидент произошел на вечере в честь праздника Шавуот в одной из школ Гватемала-Сити, куда посол вместе с супругой прибыли на празднование. И. Бехман поднялся на сцену, чтобы произнести запланированную речь. Под конец его выступления в зал ворвались двое мужчин с пистолетами и открыли огонь в направлении посла. Телохранители посла выбили оружие из рук арабских бандитов, скрутили их и передали в руки местной полиции. Однако преступники успели тяжело ранить одного из местных жителей. В 1982 году арабы бросили в израильское посольство гранаты, которые повредили наружную стену и окна. Кроме того, исламисты пытались взорвать синагогу, но бомба не сработала.
А теперь обратимся к истории.
В документах архива мексиканской инквизиции имеются указания на наличие маранов в Гватемале колониального периода — XVI — начало XIX века. Но они растворились в массе населения.
Истоки нынешней еврейской общины — эмиграция из Германии. Первые немецкие евреи прибыли в Гватемалу в середине XIX века. Их сообщество сформировалось в виде изолированной от остального еврейского мира общины. Среди наиболее видных членов этой общины были члены семьи Шталь, построившие хлопкопрядильные заводы и в течение 30 лет занимавших ведущее место в банковском бизнесе. Со временем большинство потомков немецких евреев в Гватемале перешли в католичество.
В первом десятилетии ХХ века началась эмиграция в Гватемалу евреев из стран Ближнего Востока. Многие из них прибыли в Гватемалу через Кубу. В 1920-х годах прибыли евреи из Восточной Европы. Правительство Гватемалы тогда относилось неблагосклонно к эмиграции евреев в страну и ограничивало ее. Так, в 1932 г. был принят закон об ограничении торговли вразнос, который угрожал многим евреям разорением, и они были вынуждены уехать из страны.
В 1936 году под влиянием немецкой общины в Гватемале было принято законодательство по ограничению эмиграции людей «азиатского происхождения». В число «азиатов» включили также и евреев.. Из-за ограничительных законов численность еврейской общины снизилась до 800 человек в 1939 году, а после Второй мировой войны возросло за счет беженцев-евреев из Европы. Антиеврейское законодательство до сих пор официально не отменено, но эти законы со времен Второй мировой войны не применялись. Сегодня большинство гватемальских евреев живут в столице Гватемала-Сити, а также в городах Кесальтенанго и Сан-Маркос.
Продолжение следует