Самым тяжелым наследием неправильного восприятия еврейской мудрости является заблуждение, что иудаизм — это пресно и скучно.
Все мои ученики жалуются, что, когда они пытаются пригласить знакомых на мои уроки, человек сникает, и непрошибаемым барьером встает у собеседника образ «великомученика».
На самом деле еврейская мудрость — это искусство получать удовольствие.
На шкале удовольствий существует 5 уровней — материальные, любовь, смысл, творчество, духовные.
При этом каждый следующий уровень не подавляет предыдущие, а вносит в них новый смысл, глубину и интенсивность.
Чтобы узнать глубинный механизм получения удовольствия, мы должны разобраться в еврейском подходе к этому вопросу.
В человеке существует два начала — животное и духовное.
Они проявляются в виде трех групп эмоций. Две группы эмоций — агрессивные и депрессивные порождают животное начало. Они связаны с реакцией животного — нападать или защищаться. Позитивные эмоции — порождаются душой.
А что, радости тела не имеют своего выражения? — спросите вы.
Тора дает следующий ответ: само позитивное чувство идет от духовного начала, но на него надстраивается телесный интерес. Т. е. тело само не может порождать позитивную эмоцию. Позитивная эмоция идет от души, а физическим проявлением командует сложное сочетание разных сил, в зависимости от интересов и мотивов «хозяина» сил.
Когда тело мотивирует нас удовлетворить его интерес (вкусная еда, покупки и др.) человек получает удовольствие, но оно привносит несколько проблем. Во-первых, механизм привыкания, а во-вторых, интенсивность удовольствия гораздо ниже той, которая могла бы быть, если бы человек работал над своим внутренним миром.
Приведем для сравнения два примера. Миллионер заказывает себе очень дорогой ужин в фешенебельном ресторане. И духовный человек съедает обычное яблоко. Истина заключается в том, что удовольствие у духовного человека может быть на несколько порядков выше, чем у богатого (а расходы — ниже). В процессе задействовано много причин, в том числе: навязчиво-отвлекающие (бизнес) мысли у миллионера, с одной стороны, особая концентрация у духовного человека, еда как медитация, связывающая человека со Вс-вышним, с другой стороны.
Важно понять, что радость от жизни не приходит автоматически и к религиозному человеку. Это всерьез осознал хасидизм, ключевым аспектом в котором является тренировка умения радоваться жизни.
Существуют универсальные методы развития чувства радости, но существуют и способы индивидуальной работы. Дело в том, что за отсутствие радости отвечают в том числе и блоки в нашем внутреннем мире, которые саботируют радостные проявления души.
Интересно, что общий алгоритм духовной работы зашифрован в серии осенних праздников: Рош Хашана, Йом Кипур, Суккот, Симхат Тора.
Суккот в Торе называется «временем нашей радости» (зман симхатейну — на иврите).
Рош Хашана — День Суда, Йом Кипур — День Прощения.
Переведем эту цепочку на язык внутренней работы.
День Суда — это день выявления внутренних блоков, ответственных за «саботаж радости». День Прощения — это демонтаж этих блоков — снятие напряжения (release tension).
День Радости — это то состояние, которое появляется у человека в результате прохождения предыдущих процессов.
Сукка (шалаш), у которой над головой находится «дырявая» крыша — это символ раскрывшейся связи со
Вс-вышним. Человек разблокируется и начинает жить полнокровной радостной жизнью, по сравнению с которой прошлое покажется серым и безрадостным.
И наконец, заканчивается серия праздников — Симхат Торой, умение получать самую высшую форму радости — от изучения Торы.
Цепочка от «сникнуть» (стереотип безрадостного восприятия иудаизма) — к «вникнуть» (умение углубиться с радостью в красоты Торы).
Итак, запомним главную идею: удовольствие и радость являются главными критериями нашего духовного роста, и это актуально на всех уровнях, от начинающих до продвинутых. Нет предела совершенству в выражении нашей радости от жизни.
Чтобы правильно реализовать алгоритм Рош Хашана, Йом Кипур, Суккот необходимо научиться использовать потенциал этих праздников.