Уважаемые читатели!
Тех, кто хочет отвлечься от политики, приглашает к себе в гости мастер спорта по шахматам Борис Смоленский из Чикаго, который будет вести рубрику «ШАХМАТНЫЙ ДОСУГ».
На его странице вы встретитесь с великими шахматистами (российскими и американскими), узнаете (или вспомните) об их непростых судьбах.
Вашему вниманию будут предложены шахматные задачи.
На смену шахматам придет футбол — бейсбол — хоккей — теннис…
Одним словом, нашему новому автору есть что поведать читателям. Кто же он, Борис Смоленский?
Итак:
= кандидат технических наук (Ленинградский технологический институт);
= лауреат Государственной премии;
= кавалер семи медалей ВДНХ СССР всех достоинств (золотой, серебряной и бронзовой);
= автор 28 авторских свидетельств СССР и одного патента США на воздушно-холодильную машину;
= награждён медалью «Изобретатель СССР»;
= 35 лет работал начальником КБ Киевского авиационного производственного объединения (КиАПО);
= мастер спорта по шахматам.
Вспомнить выдающегося шахматиста, гроссмейстера Гату Камского, вице-чемпиона мира по версии ФИДЕ 1996 года, навеяла новогодняя шахматная баталия на ледяных шахматах, которая проводилась между Москвой и Лондоном.
Непосредственными руководителями шахматного шоу в Москве был Анатолий Карпов, экс-чемпион мира по версии ФИДЕ, и лидер английских шахмат, вице-чемпион мира по версии ПША (Профессиональная шахматная ассоциация) Найджел Шорт.
А руководили всей игрой за шахматной доской и делали самостоятельные ходы юные восьмилетние шахматисты. В Москве играл Дима Савенков, которого комментаторы без обиняков называли гением шахмат и гениальным шахматистом, повторяя это часто и взахлёб.
Партия между детьми Москвы и Лондона закончилась в итоге вничью около тридцатого хода и была ограничена таянием ледяных фигур на доске.
На мой взгляд, руководители, организаторы и комментаторы этого дорогостоящего и сомнительного шахматного представления, с точки зрения педагогики и психологии, нанесли огромный и, возможно, непоправимый вред ребёнку.
Чрезмерное его восхваление и частые упоминания о том, что за Москву играет восьмилетний гений шахмат, привело к тому, что теперь у него в подсознании укоренилась мысль, что как бы он ни играл, какие бы ходы в партии ни делал, всё будет казаться ему гениальным. А это может остановить творческий рост и даже погубить шахматную харизму.
История шахмат знает немало примеров, когда дети в раннем возрасте показывали потрясающие способности в шахматной игре.
Вспомним американского вундеркинда Семюэла Решевского. В пятилетнем возрасте он уже разъезжал с матерью по странам Европы с сеансами одновременной игры на многих досках и побеждал седовласых фанатиков шахмат. Повзрослев, стал просто сильным американским шахматистом, чемпионом США, участником престижных международных турниров, но ярких побед в них не одерживал. И чемпионом мира так и не стал.
На чемпионате мира 1948 года, в котором участвовала пятёрка сильнейших шахматистов планеты (Михаил Ботвинник, Пауль Керес, Василий Смыслов, Сэмюэл Решевский и Макс Эйве), после сыгранной партии между Сэмюэлом Решевским и Максом Эйве, экс-чемпион мира из Нидерландов заметил: «Сэмюэл! В пять лет, когда ты давал сеанс одновременной игры, ты играл лучше».
На наших глазах появились и погасли яркие шахматисты, показывавшие отличные результаты в юношеском возрасте, некоторые даже становились чемпионами ФИДЕ, например, Руслан Пономарёв, Александр Халифман и другие. А где они сейчас?
К покорителям шахматного Олимпа следует отнести гроссмейстера Гату Камского.
С шахматами Гату с раннего возраста познакомил его отец — Рустам Камский. Благодаря усилиям отца Гата в семь лет пошёл в школу сразу в четвёртый класс, а в четырнадцать блестяще её закончил.
Совершенствование шахматного мастерства Гата Камский проходил в Ленинградском Дворце пионеров у знаменитого тренера Владимира Зака, давшего путёвку в большую шахматную жизнь плеяде замечательных шахматистов: Борису Спасскому, Виктору Корчному, Марку Тайманову и ещё двум десяткам гроссмейстеров и мастеров.
Это было в Советском Союзе. Когда Гата Камский стал показывать настоящий класс, побеждать сильных шахматистов, и завоевал звание чемпиона Советского Союза среди юношей, он и его отец ощутили на себе резко негативное отношение со стороны системы.
Они поняли, что в СССР Гате не дадут сделать шахматную карьеру. И тогда после окончания Нью-Йоркского опен-турнира Гата Камский (ему было всего четырнадцать лет) и сопровождавший его отец Рустам Камский решили не возвращаться в СССР и остаться в США, попросив политическое убежище.
Об этом своём поступке они не пожалели никогда. Именно на Западе Гата Камский смог развернуться. Тем не менее и здесь ему долгое время не присваивали звания гроссмейстера, хотя он выполнил восемь гроссмейстерских норм.
Если бы ему присвоили это звание вовремя, он был бы самым молодым в истории шахмат гроссмейстером (разумеется, на тот период).
Известно, что во времена взросления Гаты борьба за шахматную корону велась в претендентских циклах двух шахматных организаций — ФИДЕ (Международная шахматная федерация) и ПША.
Учитывая финансовые стимулы, Гата Камский вёл борьбу в обоих претендентских циклах. В цикле ФИДЕ Гата с подавляющим перевесом победил голландского гроссмейстера Пауля Ван дер Стеррена (4,5: 2,5), а затем в начавшемся цикле ПША с перевесом в три очка (4,5: 1,5) выиграл у Владимира Крамника.
После Владимира в цикле ФИДЕ был матч с Вишванатаном Анандом.
Гате здесь повезло: проигрывая два очка, он сравнял счёт и победил в дополнительных партиях. После Ананда был матч с Найджелом Шортом в рамках ПША, и опять Гата Камский выиграл с большим разрывом в счёте.
Однако в претендентском цикле ПША Гата Камский проиграл финальный матч Вишванатану Ананду со счётом 6,5:4,5 и выбыл из дальнейшей борьбы за право играть матч с чемпионом мира ПША Гарри Каспаровым. Это право получил Вишванатан Ананд.
Следует отметить, что, несмотря на козни со стороны некоторых соперников за шахматной доской, Гата Камский успешно прошёл претендентский цикл ФИДЕ и завоевал право на матч с чемпионом мира Анатолием Карповым.
Этот матч состоялся в июне 1996 года в Элисте, сопровождался всевозможными кознями, нарушениями правил и условий матча, давлением на Гату Камского и закончился досрочной победой Анатолия Карпова, после чего Гата Камский в знак протеста объявил о своём решении уйти из больших шахмат.
Дальнейшую шахматную и жизненную судьбу Гаты Камского достаточно объективно изложил в своём послематчевом интервью в Элисте перед корреспондентским корпусом отец — Рустам Камский.
В нём он изложил все нюансы и подробности подготовки Гаты к этому матчу, выбору места его проведения и сумме призового фонда…
Главный аргумент, которым Рустам Камский в заключительной части его интервью обосновал уход Гаты из больших шахмат, можно расценивать как крик души: «Это был наш последний матч. Мы не хотим иметь дело с мафией России и ФИДЕ в лице её президента и президента Калмыкии господина Кирсана Илюмжинова.
Всю жизнь Гата занимался шахматами, и, судя по тому, над кем он одержал убедительные победы, можно понять, что Гата Камский мог выиграть любое первенство мира.
Решение оставить шахматы не было принято поспешно. Мы чувствовали себя измотанными после многих лет борьбы против тёмных и могущественных сил, которые всегда хотели подорвать нашу репутацию, ставя перед нами один барьер за другим.
Живя в СССР, Гату в течение долгого времени не приглашали на зарубежные турниры. Когда президентом ФИДЕ стал Кирсан Илюмжинов, мы надеялись на его помощь, но мы обманулись в своих ожиданиях. Нашей самой большой ошибкой было согласие играть в Элисте, столице Калмыкии.
Кирсан Илюмжинов делал всё, что хотели Анатолий Карпов и шахматная федерация России. Надо помнить и не забывать, что Калмыкия входит в состав России, и Кирсан Илюмжинов, её президент, подчинён Москве.
Матч между Анатолием Карповым и Гатой Камским затянулся, хотя он должен был состояться летом 1995 года. Отношения между соперниками были безоблачными, и Анатолий Карпов заверил меня (Рустама Камского) и Гату, что будет честно бороться за шахматной доской. Ведь предстояли матчи на первенство мира по версии ПША — Гарри Каспаров — Вишванатан Ананд и по версии ФИДЕ — Анатолий Карпов — Гата Камский.
Первый матч по версии ПША состоялся в Нью-Йорке с 10 сентября по 13 октября 1995 года и закончился с более чем убедительным счётом — 10,5:2,5 в пользу Гарри Каспарова. И на торжественном закрытии матча представитель корпорации «Интел» Майк Коузен поздравил Гарри Каспарова с победой и вручил ему чек на сумму в один миллион долларов, а проигравшему Вишванатану Ананду чек на 500 тысяч долларов.
А вот начало второго матча по версии ФИДЕ между Анатолием Карповым и Гатой Камским затягивалось. В то время молодая поросль ведущих талантливых и честолюбивых шахматистов выражала своё недовольство затягиванием сроков матча…
Анатолий Карпов предложил провести матч с Гатой в Аргентине, но это оказалось фикцией. После этого он нашёл двух нечистоплотных спонсоров в Канаде, которые брались провести матч в Монреале с призовым фондом в два миллиона долларов. Но они оказались известными жуликами, и матч лопнул, как мыльный пузырь.
В связи с непрерывным откладыванием матча почти на два года Гата Камский не имел игровой практики — его просто не приглашали на престижные турниры, в то время как Анатолий Карпов, ориентируясь в обстановке, не упускал случая в них участвовать.
Кирсан Илюмжинов, сменивший коррумпированного Флоренсиа Кампанеса, в поисках спонсора отправился к Саддаму Хусейну в Багдад, и тот выделил два миллиона долларов.
Анатолий Карпов согласился играть матч в Багдаде, но под давлением мировой общественности Кирсан Илюмжинов отменил свою затею. После этого он предложил провести матч в Элисте, выделив два миллиона долларов в призовой фонд, из которых 500 тысяч долларов отчислил в фонд оздоровления детей Калмыкии. Регламент матча составлял 20 партий. Американская шахматная федерация в организации матча не принимала никакого участия.
Матч проходил в напряжённой обстановке, Анатолий Карпов неоднократно был мною (Рустамом Камским) уличен в использовании компьютера, связанного с Москвой, что обеспечило ему победу. Поданные нами протесты не рассматривались.
Решение Гаты Камского уйти из больших шахмат вынашивалось нами давно. Но особенно оно усилилось при избрании президентом ФИДЕ Кирсана Илюмжинова и приближении срока матча с Анатолием Карповым. На матч Гата прибыл с твёрдым намерением победить Анатолия Карпова и стать чемпионом мира».
Гата Камский ушёл из больших шахмат, закончил колледж и поступил в мединститут. Проучившись несколько лет, он разочаровался в медицине, поступил в другой институт, где получил диплом юриста. Это позволило ему, работая в адвокатской конторе, вновь выступать в престижных международных турнирах.
Первым его выступлением было участие в первенстве мира в Лас-Вегасе по нокаут-системе Кирсана Илюмжинова, но особо там он себя не показал. Сказалось долгое отсутствие серьёзной игровой практики на высоком уровне. В дальнейшем Гата Камский выступал в престижных шахматных турнирах уже более удачно.
Самым успешным выступлением Гаты было его прошлогоднее выступление в международном супертурнире в Ханты-Мансийске на Кубок Мира.
Это был завершающий этап Кубка мира ФИДЕ. В результате упорной борьбы по сложному регламенту победителем стал Гата Камский. Как обладатель Кубка мира и по условиям его розыгрыша Гата получил право на матч с Веселином Топаловым.
В случае победы Гаты в 2008 году в этом матче, он станет претендентом на матч на первенство мира с победителем поединка чемпионов мира ФИДЕ и ПША Вишванатана Ананда — Владимира Крамника.
Таким образом Гата Камский может получить шанс участвовать в сражении за звание чемпиона мира по шахматам. Эти поединки, возможно, завершатся в конце 2008 года или в начале 2009 года. Впереди упорная работа по подготовке к состязаниям на высочайшем уровне.
Последние успехи Гаты вправе разделить его секундант из Израиля гроссмейстер Эмиль Сутовский.
Недавно Гата Камский посетил свой родной город Казань. Там он женился и теперь живёт с женой в Нью-Йорке. У них растёт дочь.