
Знаковой датой августа стал его восьмой день, когда в Пекине началась летняя Олимпиада, а в Южной Осетии — война с участием грузинских и российских войск. Отношения между Москвой и Вашингтоном напряглись, и социологи тут же принялись выяснять, как американцы ко всему этому относятся. Опросчики центра при университете Квиннапиак в Коннектикуте поинтересовались, кто из кандидатов в президенты США лучше подготовлен для дел с Россией. Оказалось, что 55 % американцев отдают предпочтение республиканцу Джону Маккейну, и только 27 % стоят на стороне демократа Барака Обамы.
Маккейн давно и жестко критикует политику России и ее путинской администрации. В прошлом он требовал изгнать эту страну из «большой восьмерки» за нарушения прав человека, а после конфликта в Южной Осетии стал еще резче. Бывший боевой летчик, попавший в плен к вьетнамским коммунистам, внук и сын американских адмиралов, Джон Маккейн, которому только что исполнилось 72 года, выступает за прием в НАТО бывших советских республик — Украины и Грузии, что очень не нравится России, а также поддерживает создание систем противоракетной обороны США в Польше и Чехии. Маккейн настаивает, что Америка должна помогать распространению демократии в России, а в его предвыборной программе Россия и Китай названы «потенциальными стратегическими соперниками».
Что же до 46-летнего Барака Обамы, то он как-то назвал Россию «ни нашим врагом, ни нашим союзником». В его программе сказано, что США и Россия должны сотрудничать в области уничтожения ядерных арсеналов, оставшихся после «холодной войны», и обещает заключить с Россией договоры о взаимном ограничении ядерных и ракетных арсеналов. Став президентом, Обама намерен призвать Россию вместе с Америкой бороться с международным терроризмом, но во время конфликта в Южной Осетии он, как и Маккейн, осудил политику Медведева и Путина, хотя и сделал это куда мягче, чем Джон Маккейн.
Другой опрос, проведенный службой Rasmussen Reports, показал, что 59 % американцев считают вторжение российских войск на территорию Грузии угрозой национальной безопасности США. 31 % опрошенных сказали, что для защиты Грузии Вашингтон должен предпринимать активные дипломатические действия, и 33 % считают, что дипломатических мер против России принимать не нужно.
Согласно данным опроса, за новостями из зоны конфликта внимательно следили 76 % жителей США, причем женщин эти события интересовали заметно больше, чем мужчин, которые, в свою очередь, больше женщин поддерживают идею дипломатического наступления на Россию. Отношение опрошенных к России зависит от их политической ориентации — «проблемой для национальной безопасности США» считают Россию треть демократов и половина республиканцев, которые чаще демократов призывают к давлению на Россию.
Перспективы войны в кавказском регионе исследовались нашими социологами и раньше. В 2003 году «мозговой центр» RAND опубликовал отчет «Контуры конфликта в Средней Азии и на Южном Кавказе». Один из сценариев отчета предусматривал вероятность «российской интервенции и, возможно, аннексии северной части Грузии» в 2009 — 2015 годы. Консервативный вашингтонский исследовательский центр Heritage Foundation в марте 2006 года опубликовал аналитический материал под названием «Не допустить российско-грузинской военной конфронтации», где шла речь о возможности войны в Южной Осетии.
И, наконец, по поводу ХХIХ летних Олимпийских Игр в Пекине 74 % опрошенных социологами компании Ipsos сказали, что международное олимпийское движение в целом достигло своей цели — «О, спорт, ты мир». 22 % с этим не согласились. Опрос установил, что 67 % американцев «очень интересуются» или «интересуются» соревнованиями в Пекине. По видам спорта наибольший интерес вызвали гимнастика (30 %), плавание (22 %), легкая атлетика (17 %), баскетбол (11 %) и бокс (6 %).
55 % американцев считают, что Международный олимпийский комитет принял верное решение, избрав Пекин местом проведения Олимпиады, а 34 % заявили, что это было ошибкой. 51 % убежден, что Олимпийские игры — прежде всего спортивное соревнование между отдельными государствами, а 45 % считают Олимпиады «мирным сражением между отдельными атлетами», государственная принадлежность которых значения не имеет.




