Существует много интересных способов лучше понять наш внутренний мир. Один из способов — с помощью метафор. Говорит еврейская мудрость, что в каждом человеке есть два начала — духовное и животное. А как устроен процесс их взаимодействия?
Говорит Каббала, что весь материальный и земной мир — метафора для понимания и исследования свойств мира духовного.
Рассмотрим четыре «картинки» и увидим в них описание разных типов людей.
* Дикое животное, готовое всех съесть, но и не допускающее человека к себе.
* Дикое животное в клетке.
* Спящее дикое животное. Мы можем подойти близко, если не будить зверя.
* Домашнее животное — друг и партнер человека.
Эти ситуации — сценарии в нашем внутреннем мире.
Первая ситуация — дикий человек, который агрессивен ко всем остальным, разбойник с большой дороги.
Второй сценарий — если в обществе организовать полицию, суды и тюрьмы, то животное начало человека будет ограничено внешней силой, подобно зверю в клетке в зоопарке.
Третий сценарий — сытое цивилизованное общество. Пока люди могут легко удовлетворить свои базовые нужды (работа, еда, крыша над головой) — их животное начало сыто и может «вздремнуть». Такие люди друг другу (и себе) не опасны, пока их «внутренние звери» спят. Но… «не будите во мне зверя!»
Если такого человека кто-то обидит или разозлит, произойдет мини-драма. Внутренний зверь проснется и человек начнет «бросаться» на обидчика или тех, кто попался под его горячую руку. Если, конечно, рядом не будет полицейского.
«Толщина» клетки и «глубина» сна зверя могут меняться.
Но существует принципиальная возможность убрать клетку и разбудить зверя. А если еще зверей согнать в стаю, то они будут крушить все на своем пути. Самой красноречивой иллюстрацией пробуждения и освобождения внутреннего зверя была история фашистской Германии. Людей разозлили, организовали и разрешили убивать. Весь мир увидел зверя в действии и ужаснулся. Но так и не понял, что в каждом человеке сидит такой же зверь. Просто Гитлеру не удалось захватить весь мир.
А теперь — внимание! Самый важный для нас пример — домашнее животное.
Вспомним его характерные особенности. Оно ценит заботу хозяина, слушается его, не нападает на него и не пытается начать им управлять — знает свое место.
Этот пример напоминает внутренний мир еврея, приручившего свое животное начало с помощью еврейской духовной работы.
Пока животное начало у власти, — оно, подобно дикому и пугливому зверю, боится человека. Отсюда, стандартная реакция светского человека — на попытку наставить его на еврейский путь развития духовного начала. Человек (с диким зверем внутри) пугается и убегает, как классический дикий зверь — при приближении человека.
Что же происходит при еврейской духовной работе?
Человек с помощью заповедей, учебы, «правильного» мировоззрения и обращения ко Вс-вышнему активизирует свое духовное начало. Одновременно все эти процессы воспитывают и приручают животное начало, постепенно давая понять, что ему будет гораздо лучше под опекой духовного начала. И наше животное начало приобретает черты домашнего животного.
Заметьте, в еврейской традиции нет истязания плоти, а наоборот, есть забота о теле как об очень важном инструменте. Именно так, как происходит взаимоотношение между хозяином и его домашним животным. Поэтому домашнее животное — неагрессивное, дружественное и благодарное хозяину. «Домашнее животное начало» работает в «одной команде» с духовным началом. Зверь — из оппонента (в лучшем случае спящего или в клетке) превращается в младшего партнера.
Важное различие между оппонентом и партнером: партнер не заинтересован в саботаже и других противостояниях. Партнер получает «прибыль» от результата. Известно, что тело праведников достигает совершенства и не разлагается после смерти.
Еще один важный фактор: человек с «одомашненным» животным началом не нуждается в полиции, суде, тюрьмах.
Подведем итог: «домашнее животное начало» не боится, но и не нападает на хозяина, слушается его, служит ему, ценит и кормится от хозяина. Оно не агрессивно к миру.
Идеал: душа и тело, как всадник и лошадь, двигаются к цели, при этом не забывая, кто «в доме хозяин».