Когда отзвучали фанфары…

Очень мы любим идеализировать нами же созданных кумиров. Нередко еще до того как они появляются в эпицентре внимания. Причем, часто стараемся видеть в них только то, что хотим видеть.

Вот и Николя Саркози еще задолго до его избрания президентом Франции нарекли другом Израиля, выискивали в его выступлениях согревающие души интонации, докопались даже, как говорят, до его еврейских корней. А потом строили радужные планы и на то время, когда президент Франции станет очередным председателем Евросоюза. Оптимисты приободрились и при посещении президентской четой Израиля, особенно выступлением Саркози в кнессете, где он заявил, что «Франция — друг Израиля и всегда будет помогать еврейскому государству обеспечивать его безопасность». Да и накануне прием в Париже президента Израиля Шимона Переса прошел, как писали бы советские газеты, «в теплой и дружественной обстановке». Добавлю к этому, что первая леди Франции, топ-модель и певица Карла Бруни перед официальным приемом в честь Ш. Переса лично проверила все приготовленные блюда на кошерность. Растроганный столь теплым гостеприимством, Перес из Парижа дал указание принять французского президента так, «чтобы он почувствовал себя как дома».

Прием высокого гостя в Израиле действительно оказался на «уровне».Обе стороны не скупились на похвалы друг другу и обещания всячески укреплять дружбу и сотрудничество. Но вот отзвучали фанфары, и наступили будни. Те самые будни, где «на зуб» проверяются слова и дела. Давайте вместе с вами вчитаемся в документ, который распространил пресс-атташе представительства Евросоюза в Израиле Дэвид Крисс 29 июля 2008 г. «Председатель ЕС, — говорится в нем, — с глубокой озабоченностью воспринял сообщение о планах строительства 20 домов в поселении Маскиот на Западном берегу. Председатель ЕС особенно обеспокоен тем, что новость поступила всего через несколько дней после публикации решения о расширении промышленной зоны вокруг поселения Ариэль в Самарии и объявленном конкурсе на строительство 1800 единиц жилья в районах Хар-Хома и Писгат-Зеэве — на юге и севере Иерусалима. Эти шаги, если их подтвердит правительство, будут явно способствовать подрыву продвижения дипломатического процесса, кроме того, они свидетельствуют о полном равнодушии к призывам международного сообщества в отношении поселенческой деятельности».

Председатель ЕС, продолжается далее в этом документе, еще раз повторяет, что строительство поселений на палестинских территориях, включая Восточный Иерусалим, незаконно и противоречит международным нормам. Исходя из изложенного, председатель ЕС призывает Израиль соблюдать обязательства, взятые в Аннаполисе и предусмотренные Дорожной картой, что подразумевает замораживание поселенческой деятельности, в том числе той, что вызвана естественным приростом населения (включая Восточный Иерусалим) и демонтаж незаконных блокпостов, возведенных в период с 2001 г.»

А теперь постараемся разобраться в сути этого странного, на мой взгляд, документа. Меня прежде всего смутил его тон, категоричный и предупреждающий, больше похожий на ультиматум. Удивление вызвал и тот факт, что фигурирует безымянный европейский лидер. Известно, что с 1 июля президент Франции Николя Саркози заступил на очередной высокий пост председателя Евросоюза. Предупреждение же, сделанное от его имени («озабочен», «обеспокоен», «призывает» и т. д.) да еще и в третьем лице, делает казенным это послание, придает ему некий начальственный оттенок.

Начнем с главного: представляется, что документ сей есть не что иное, как грубое вмешательство в дела суверенного государства. И все-таки гипотетически допустим, что Николя Саркози, облеченный высоким, хоть и временным, доверием главы Евросоюза, решил помочь израильтянам и палестинцам разрешить территориальный и иные споры. Похвальное стремление. Почему же тогда в этом заявлении отсутствует упоминание о незаконном строительстве палестинцев?

Почему радетель справедливости даже не упомянул об арабских «самостроях» вдоль автотрассы в Иудее и Самарии, которые используются террористами-снайперами, ведущими огонь на поражение против израильтян? Почему даже не упоминаются Лод, Акко, Рамле, Хайфа, Нацрат и еще многие другие города Израиля, где постоянно ведется незаконное арабское строительство? Причем ни одно решение израильских властей о сносе незаконных построек не выполнено.

Если уж председатель ЕС в период своей каденции решил внести свою лепту в многолетний ближневосточный конфликт, то следовало, вполне логично, не зацикливаться на одних и игнорировать других. Такой односторонний, выборочный подход лишь усугубляет обстановку, загоняет проблему внутрь и ни на шаг не приближает к миру. Совсем наоборот. А чего стоят эти слова из заявления: «Строительство поселений на палестинских территориях, включая Восточный Иерусалим, незаконно и противоречит международным нормам…». С каких это пор президент иной страны и председатель международного органа определяет законность или незаконность действий суверенного государства, не входящего ни политически, ни территориально в его компетенцию? Кто определял такие юридические термины, как «палестинские территории»? И, наконец, где проходят границы несуществующего палестинского государства? Да и упоминание о «Дорожной карте», уже давно почившей в бозе, вовсе не к месту хотя бы потому, что ее первый пункт, предусматривавший разоружение террористических банд, и не начинал выполняться. Кстати, упоминание «Дорожной карты» почему-то часто ассоциируется лишь с обязанностями Израиля. Странный подход. Не взялся ли французский президент и председатель ЕС за выполнение не свойственных ему функций? Вопросов больше, чем ответов. Такая «забота» Н. Саркози больше напоминает игру в одни, арабские, ворота и принесет только вред. Не таких ли горе- благодетелей имел в виду А. Герцен, который давным давно предупреждал: «Никто не приносит человечеству столько неприятностей, сколько те, кто пытается силой это человечество облагодетельствовать».

Создается впечатление, что это заявление Саркози адресовано арабским странам, а не Израилю, он идет накатанным его предшественниками путем. Подтекст этого послания можно прочесть и так: пусть, дескать, арабы «не берут в голову» торжественные речи, обещания и похвалы в адрес Израиля, наша политика остается неизменной. Вспомним, что Евросоюз практически во всем поддерживал Палестинскую автономию, а Израиль постоянно подвергался критике: то за строительство защитной стены, то за арест некоторых членов бандитского правительства ХАМАСа, то за установку блокпостов, то за ликвидацию убийц… Им ли, высоким чинам из ЕС, в том числе и нынешнему его председателю, не знать, что все это и многое другое делается не от хорошей жизни, а для обеспечения безопасности.

«Саркози — второй французский президент, выступивший в израильском парламенте, — пишет Елена Клибанова в израильской газете «Вести-2» 26 июня 2008 г. — Первым был в 1982 г. Франсуа Миттеран. «Градус» взаимоотношений между обеими странами, безусловно, повысился. Но, несмотря на теплые и приятные слова, произнесенные Саркози в адрес Израиля, «язык истины» возвращает его на классические позиции французской дипломатии. Можно даже утверждать, что в течение тринадцати месяцев своего правления Саркози проводил активную проарабскую политику: он посетил почти все страны от Магриба до Персидского залива и подписал с ними весьма выгодные для Франции соглашения о военном сотрудничестве и оказании помощи в создании атомной энергетики. Елена Клибанова, материалы которой я часто и с интересом читаю в израильской прессе, по-моему, журналист первой величины, ее осведомленности и умелому анализу можно только порадоваться.

Не могу не вспомнить о привязанностях Саркози. Формируя свое правительство после успешной президентской кампании, он предложил известному французскому политику и дипломату Юберу Ведрину весьма престижное и ответственное кресло министра иностранных дел. Юбер Ведрин в свое время возглавлял внешнеполитическое ведомство в правительстве Лионеля Жоспена и «по совместительству» был и остался антисемитом высшей пробы. Ему не нравится Израиль, и он этого не скрывает, зато всячески восхваляет ХАМАС, считает, что он вправе не выполнять условия международного сообщества, в том числе и соглашения, подписанные в разное время с Израилем, и т. д. И вот такого дипломата Саркози пригласил в свое правительство. И он вовсе не виноват в том, что Ю. Ведрин отказался от заманчивого предложения. А если бы согласился? Ясно, что любой президент или премьер-министр подбирает команду «под себя». Приглашать антисемита в состав правительства, тем более возглавлять внешнеполитическое ведомство — нонсенс.

Разумеется, речь идет не о поблажках или о том, чтобы поставить Израиль в какое-то особое положение. Просто нужно реально оценивать ситуацию и в зависимости от этого строить свои взаимоотношения. И не на сиюминутной выгоде, а в стратегической перспективе. А для этого нужны полная беспристрастность, мудрость и мужество. Не являются ли все эти дежурные улыбки, заверения, обещания и прожекты французского президента лишь прикрытием, внешней оболочкой внутренней сути?

Так что, не будем преждевременно и взахлеб идеализировать своих кумиров. Время — лучший арбитр и самый справедливый судья: все расставит по своим местам.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора